Обществознание - стр. 47
Анимистическая теория получила распространение на рубеже XIX – нач. XX вв. благодаря трудам английского этнографа Е. Тайлора (1832–1917). По мнению ученого, источником религии явилась вера древнего человека в одушевленность природы. Эту веру он назвал анимизмом (от лат. anima, animus – дух, душа).
У истоков социологической концепций стоял французский социолог Э. Дюркгейм (1858–1917), который подчеркивал социальную природу религии, отождествив религию с общественным сознанием в целом.
Анализ основных подходов к объяснению феномена религии свидетельствует о том, что данный социальный институт представляет собой сложное, многогранное явление, поэтому единого общепринятого определения религии нет. Среди многообразных дефиниций религии можно выделить теологические, философские и научные определения. Среди большего количества предложенных определений религии можно привести следующие: «выражение естественной связи человека с Богом» (теологический), «состояние захваченности предельным интересом, который делает все остальные интересы предварительными и содержит в себе ответ на вопрос о смысле жизни» (философско-религиозный), «средство придания смысла социальному действию» (социологический), «универсальное средство защиты от индивидуального невроза» (психологический)[32].
Руководствуясь этимологией дефиниции «религия» и основными подходами к данному социальному институту дадим свое определение религии: религия – это вероисповедание, особый мировоззренческий взгляд на мир, совокупность культовых действий и отношений, добровольное объединение верующих людей на основе веры в сверхъестественные силы.
Данное определение понятию «религия» позволяет нам сделать вывод, что в содержательном отношении она представляет собой сложное образование, в структуре которого выделяют четыре элемента:
– религиозное сознание;
– религиозная практика (культ);
– религиозная организация;
– религиозные отношения.
Среди ученых-правоведов нет единого мнения в вопросе основных компонентов религии. В большинстве своем они выделяют три элемента в структуре религиозного комплекса: религиозное сознание, религиозные культ и религиозные организации[33]. Некоторые теоретики религии к вышеперечисленным элементам добавляют веру[34], часть из которых считает, что вера является сущностью религиозного сознания[35].
Определяющим структурным элементом религии является религиозное сознание. Религиозное сознание – это сознание, рассматривающее окружающий мир и человека в нем как созданных Богом. В нем различают два взаимосвязанных и относительно самостоятельных уровня: религиозную психологию (обыденное сознание) и религиозную идеологию (теоретический уровень).