Образ будущего в русской культуре - стр. 7
Каким представляло мир будущего большинство населения образованной Империи, живущее в топившихся по-черному избах, не ждущее ничего хорошего от помещика, которому принадлежали вместе со всеми своими домочадцами, и чьи интересы защищал урядник и целая армия чиновников? Узнать это сейчас трудно, ведь кроме остатков устного творчества народа, которое дошло до нас в виде песен и сказок, не осталось никаких письменных свидетельств народного творчества. Лишь небольшая часть надежд и мечтаний народа нашла отображение в творчестве тогдашних писателей, которые на народ смотрели свысока. Священников в народе стали называть пренебрежительно – попами, ведь они активно поддерживали власть имущих, а от бесправного люда продолжали требовать послушания и смирения, как от их отцов, дедов и прадедов. К ним могли пойти лишь затем, чтобы пожаловаться на тяготы и невзгоды, а взамен получить не утешение или надежду, нет – лишь прощение грехов да обещание воздаяния в загробной жизни. Наверное, поэтому, отчаявшись дождаться лучшего на земле, люди охотно шли за предводителями бунтов, обещавших хотя бы расплату с теми, кто их притеснял.
Но надежда на лучшую долю продолжала жить в сказках об острове Буяне и легендах о Беловодье, в наивных лубочных картинках и рассказах о тех, кто уходил в поисках лучшей доли на край страны – в Сибирь и на Дальний Восток.