Образ будущего в русской культуре - стр. 5
Период 14-17 веков
В 15 веке, с началом объединения мелких княжеств в Великое Московское Княжество, закладываются основы крепостничества – князь, а затем и царь, начинает раздавать участки земли своим дворянам вместе со свободными людьми, их населяющими и эти люди становятся крестьянами, обязанными подчиняться новому барину и отдавать ему долю своих доходов. И если поначалу крестьянин с семьей мог перейти на другие земли выплатив барину ежегодную долю, то после отмены «Юрьева дня» в 1592 году и ввода Соборного уложения 1649 года он вместе с семьей становится бесправным холопом – крепостным рабом, с которым барин может делать что угодно. Князья и цари теперь не интересовались жизнью своих подданных, они были озабочены укреплением своей власти и пресечением боярской крамолы, подавлением крестьянских бунтов и отражением нападений соседних государств – Швеция с севера, Польша с запада, Крымское ханство и Турция с юга. Церковь, пользуясь поддержкой власти, усилила гонения на тех, кто выражал общественные настроения и распространял народную культуру, не боялся высмеять неприглядные поступки бояр или священников, создавал песни и поговорки – скоморохов, наследников древних боянов. В 1648 году церковники добились полного запрета скоморошества как профессионального занятия, власти уничтожали их поселения и музыкальные инструменты, наказывали и слушателей. Так укреплялся ещё один барьер, разделяющий общество и укрепляющий власть – страх большинства за свою жизнь и жизнь своих близких, которыми теперь распоряжалась меньшинство. Краткая информация по периоду представлена в следующей таблице.
Каким представляли будущее закабаленные люди, которых лишили права выбора места жительства и права обращения к властям в случае притеснений со стороны помещика, чьей собственностью они стали? Внедрение в обществе единой религии (православия) и узаконивание крепостного рабства привело к созданию очередных барьеров, разделяющих общество: снижению самостоятельности и самооценки; замене нравственных ориентиров с общепринятых (труд на благо семьи и общины, забота о потомстве и вера в собственные силы) на религиозные суррогаты (принятие рабства, труд на господ и жрецов, вера в загробную жизнь). Любые проявления свободомыслия и критического осмысления общественных отношений вели к ужесточению закона и применению карательных мер в отношении тех, кто пытался защищать права обездоленных крестьян, распространяя правдивые сведения (скоморохи и сказители). Священники продолжали талдычить о священном праве господ на самоуправство и притеснения, требовали от крестьян смирения и веры в загробную жизнь, где воздастся за терпение и рабский труд.