Размер шрифта
-
+

Обратная сторона творчества - стр. 3

Конфуцианство религией не считается, но это учение о нравственности предполагает воспитание благородных мужей, которые занимая высокое социальное положение, понесут массам свойства благородности, во главе которых стоит справедливость. Общество и личность неразрывны, личные качества людей стоящих у власти проникая в общественные структуры, могут делать все общество разумнее и справедливее.

В Иудаизме все жизненные принципы исходят от единого Бога. Очень просто: – добро от Бога, зло от Бога, справедливость тоже божественна. Человеку, движущемуся по жизненному пути, остается только сверять свои начинания с божественными установками. Выходить за рамки, очерченные Богом не положено. Если жить в соответствии с определенным количеством заповедей жизненный успех должен обеспечиваться автоматически.

В Христианстве разговор о справедливости считается неуместным. Каждый человек изначально не праведник, а двигаясь по жизненному пути, он настолько обрастает грехами, что перспектива суда божественного по справедливости никому ничего хорошего не сулит. Достичь божественного благоволения могут только люди безгрешные, а праведность в христианстве почти равнозначна святости. Однако благоволение это одно, а получать помощь по ходу жизни это другое, и христианину просящему, особенно православному никогда не отказывается. Достаточно поверить и правильно попросить. Безграничная Любовь, которой руководствуется Создатель, прощает и одаривает своей спасительной энергией всех, у кого совесть не отягощена каким-то сложным и тяжким грехом.

В Исламе справедливость на почетном месте. Справедливости следует придерживаться во всем. Справедливо относится к родственникам, к странникам, к невольникам и невольницам, к сиротам и даже к врагам. Справедливость должна присутствовать и во время торговли. Уверовавшие и исполняющие будут справедливо вознаграждены Аллахом. От справедливости нельзя уклоняться в угоду собственным инстинктам и желаниям. Справедливость для Ислама самая высокая и благородная цель.

Большинство религиозных деятелей и философов в своих работах, говоря о справедливости, обязательно упоминают добро и зло, увязывая отношения между этими категориями непосредственно с рождением справедливости. Индийская мудрость устами Будды гласит: – добро и зло проявляются только в действии. Добрый человек или злой можно судить только по его поступкам. Знаменитый китаец Лао-Цзы утверждал, что в силу относительности всего сущего добро часто становится злом, а зло иногда оборачивается добром.

Одновременное присутствие и добра, и зла вынуждает человека делать выбор между этими категориями каждодневно, а постоянно изменяющаяся жизненная ситуация заставляет еще и предвидеть как отразятся на очередном этапе жизненного движения возможные метаморфозы взаимоотношений добра со злом. Человеку приходится использовать весь свой жизненный опыт, постоянно обращаться к накопленным знаниям и твердо придерживаться определенных базовых установок, определяющих суть добра и зла. Без этой сверки, без периодического обращения к эталонам жизненных устоев психологическое состояние каждого индивида постепенно начинает сползать в какую-нибудь негативную сторону, где начинают себя проявлять дефекты воли и как следствие начинается искажение разумности. Человек начинает совершать поступки, о которых впоследствии ему приходится сожалеть. Правильное понимание сути происходящего невозможно без сверки с какими-то эталонами, с базисными фундаментальными не изменяющимися представлениями.

Страница 3