Размер шрифта
-
+

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в России - стр. 14


Сенатская площадь


Меншиковский дворец


В середине XVIII в. был разработан новый план застройки Санкт-Петербурга, предусматривавший развитие города вдоль трех главных лучевых магистралей, расходящихся от Адмиралтейства, главной из которых стал знаменитый Невский проспект. С 1740-х гг. началось сооружение грандиозных, торжественных по облику зданий в стиле барокко. Крупнейшим представителем этого направления стал Б. Ф. Растрелли, который создал один из выдающихся памятников петербургского барокко – Зимний дворец, многие годы служивший главной резиденцией русских царей. По проектам Растрелли были воздвигнуты также ансамбль Смольного монастыря, отличающийся богатством скульптурного убранства, красочностью сочетаний различных цветов и позолоты, роскошные дворцовые комплексы для графа М. И. Воронцова, барона С. Г. Строганова и другие здания.

В 1760-е гг. в планировке и застройке столицы России начался следующий этап, связанный с принятием нового градостроительного плана и с постепенным переходом от барокко к классицизму, противопоставившему пышности и нарочитой усложненности барочного стиля свою строгую монументальность, четкость и ясность пропорций.

Из гражданских зданий города, представляющих эту эпоху, особого упоминания достойны Эрмитаж, Академия наук, Академия художеств, Главный почтамт, Большой Гостиный двор, Смольный институт, Ассигнационный банк, Публичная библиотека. Этот период представляют и великолепные дворцы императорских фаворитов: Мраморный, построенный для Григория Орлова, Аничков – для Алексея Разумовского, Таврический – для Григория Потемкина. В самом конце XVIII в. по распоряжению Павла I у Летнего сада был сооружен Михайловский (Инженерный) замок, отличавшийся от других памятников петербургской архитектуры того времени суровым и неприступным видом. В первой трети XIX в. Санкт-Петербург становится центром утверждения зрелого, или высокого, классицизма, который часто именуют также русским ампиром. Именно здесь этот стиль достиг своего расцвета, воплотившись в творениях А. Н. Воронихина, А. Д. Захарова, В. П. Стасова, К. И. Росси, О. Монферрана и других зодчих.

В начале XIX в. город украсили такие памятники-ансамбли, как Казанский собор на Невском проспекте, Горный институт, Стрелка Васильевского острова со зданием Биржи и Ростральными колоннами.

С именем крупнейшего мастера ампира Карла Ивановича Росси связано создание Дворцовой площади с 700-метровым фасадом Главного штаба, аркой и Александровской колонной, которая стала не только украшением Санкт-Петербурга, но и одним из выдающихся памятников мирового зодчества. К первой половине XIX в. относятся также Исаакиевский собор, самый большой в Петербурге, который строили 40 лет, триумфальные ворота и т. д.

Страница 14