Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в России - стр. 12
Стиль, который можно назвать «николаевский ампир», стал последней фазой развития классицизма в русской архитектуре, а середина XIX в. – это уже время кризиса классицистической эстетики. Внешне кризис проявился в утрате гармонии архитектурных форм, их чрезмерной геометричности, переусложненности декоративными деталями. Наглядное представление о переломе, происшедшем в стиле русской архитектуры середины XIX в., дают здания, вошедшие в застройку Исаакиевской площади в Петербурге, главное место среди которых занимал, бесспорно, Исаакиевский собор, возведенный по проекту Огюста Монферрана (1786–1858).
В конце XIX в. дельта Невы состояла из 48 рек и каналов, образующих 101 остров. Поэтому строительство мостов было необходимостью для такого города. Всего же в Санкт-Петербурге около 800 мостов, и все они являют собой произведение искусства. Один из самых известных мостов – Аничков мост через Фонтанку.
Строительство церквей всегда было одним из проявлений духовной культуры. Романтическое стремление выразить в архитектуре духовные традиции народа привело к широкому размаху строительства культовых зданий. Возросла их градообразующая роль: они размещались в узловых точках городского пространства, становясь доминантами архитектурного ландшафта города. В целом же архитектура этого периода характеризуется именно отсутствием стиля и эклектичностью, что получило дальнейшее развитие в период царствования Александра III. Псевдорусский стиль, ставший также разновидностью эклектики, получил распространение под лозунгом «возрождения национальных форм в архитектуре» и был обращен к традициям древнерусского зодчества ХVI–ХVII вв. Основной стереотип такого здания, подчеркивающий значимость России, вырабатывается к концу 1880-х гг. Проектируя фасады этих зданий, зодчие стремились подчеркнуть национальное своеобразие архитектуры, воплощая в каждом из них образ самой России. Шатровые завершения, большие и малые башни, шпили и многочисленные узорочья, пришедшие из русского деревянного зодчества ХVI–ХVII вв., разнообразные кокошники, фигурные наличники, множество орнаментов и других мелких деталей декора – всё это зодчие пытались разместить на фасадах. Один из современников назвал эти мотивы «мраморными полотенцами и кирпичной вышивкой».
Архитектурным символом того времени стал возведенный А. А. Парландом на месте покушения на Александра II храм Воскресения Христова в стиле «а-ля рюс», прозванный в народе «Спас на Крови». Храм сооружен в память о том, что на этом месте 1(13) марта 1881 г. в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение