Об известных евреях Сморгони и Сморгонщины - стр. 22
6.3 Томас Хайн о творчестве Питера Блюма. ACA Galleries представляет работы американского модерниста Питера Блюма
Томас Хайн о творчестве Питера Блюма
Картина Питера Блюма'Дуб Тассо». Источник: http://usa-history.ru/books/item/f00/s00/z0000037/st013.shtml
Томас Хайн, исследователь, ответственный за искусствоведение, написал о творчестве Питера Блюма в статье Art: Resurfacing: The art of Peter Blume следующее (перевод М. Акулич) [11]:
Американский художник-модернист Питер Блюм (1906—92) часто изображал сцены раскопок. Показывал ли он шахтеров в Пенсильвании или археологов в Италии, обнаруживается кое-что ценное и давно скрытое.
Можно сказать, что природа и метаморфоза, амбициозная ретроспектива, организованная Академией изящных искусств Пенсильвании, сами по себе являются актами раскопок, в данном случае самого художника (Питера Блюма).
Блюм в 1920-х и особенно в 30-х годах считался одним из самых перспективных модернистов Америки. Он выиграл важные призы. У него были влиятельные покровители, главным из которых была Эбби Олдрич Рокфеллер. А его работы находятся в коллекциях самых престижных музеев страны.
На первый взгляд может показаться, что Блюм сюрреалист, потому что он сочетает сюжет, намеренно диссонирующий с техникой фламандских мастеров эпохи Возрождения. Но в отличие от сюрреалистов, которые рисовали личные пейзажи, работы Блюма чаще всего выросли из личных наблюдений, объединяющих множество мест и времен в одну работу. Это действительно ближе к литературному магическому реализму: в его работе, несомненно, есть психологическое измерение, но также имеется и сознание (историческое и социальное), в значительной степени отсутствующее в сюрреализм»е.
…
Очень большая и очень хорошая картина Блюма – Дуб Тассо (1957—60), в которой воплощены его размышления о собственной репутации. Мы видим настоящую, хотя и испорченную, римскую достопримечательность – остатки дерева, которое, было посажено эпическим поэтом 16-го века Торквато Тассо. Именно здесь, как гласит история, он ждал, когда папа назовет его поэтом-лауреатом, первым с древних времен. И он, и папа умерли до того, как удостоились такой чести.
На картине Блюма мы видим мертвый дуб, укрепленный сталью и кирпичом. Возле него – мальчик, рисующий мелом на асфальте, и вяжущие женщины, они осуществляют типичную деятельность, которую можно назвать продуктивным ожиданием. Блюм придерживается своего стиля, совершенствует его, становится лучше, даже когда его игнорируют. Спираль снизу мертвого дерева – это новая ветвь, полная листьев и жизни.