Размер шрифта
-
+

Об известных евреях Рогачева - стр. 13

Своими работами Каплан создавал вокруг себя зону немыслимой по тем временам свободы и правды. О Каплане можно было молчать, но коль скоро он заставил о себе говорить, врать было уже нельзя. Когда перечитываешь превосходный «Очерк творчества», написанный Б. Сурисом для альбома Каплана (Л.: Художник РСФСР, 1972), возникает ощущение, что не было в СССР ни цензуры, ни тени замалчивания, окутывавшей всё с прилагательным «еврейский». Между тем, в те же годы в печать не был пропущен посвященный еврейским резным надгробиям фотоальбом художника и искусствоведа Д.Н.Гобермана, чьи исследования серьезно повлияли на творчество Каплана. Достаточно сказать, что орнаментальные мотивы для своей графики и керамики Каплан черпал именно из собрания Гобермана.

Впрочем, власть не столько разрешала Каплана, сколько терпела его. Стоило в серии «Библиотека всемирной литературы» выйти тому Шолом-Алейхема с иллюстрациями Каплана, как об этих иллюстрациях появилась разгромная статья в «Литературной газете». Альбом, изданный в Ленинграде в 1972 году, был настоящим чудом. Реакция на это «чудо» последовала незамедлительно. Партийное начальство наказало ленинградское издательство «Художник РСФСР» тем, что разрешило продавать тираж только в Ленинграде. Остальные прижизненные альбомы Каплана выходили в ГДР, для которой их публикация стала своей версией «покаяния». Следующий альбом Каплана на родине – каталог выставки в Русском музее – вышел уже после смерти художника, в 1995 году.

Художественное наследие Каплана интегрирует различные пласты еврейской культуры и истории от синагоги до еврейского колхоза, от традиционного искусства до авангарда. Можно сказать, что Каплан стал итогом развития целой школы – школы советских еврейских художников».

Валерий Койфман об Анатолии Каплане


Койфман Валерий. « Уже более 60 лет увлечение искусством сопровождает и поддерживает меня на жизненном пути. Я автор 3 книг рассказов на тему искусства: – «Волшебный мир рассказов об искусстве» (2005) – «Прикосновение к искусству» (2008) – «Встречи на дорогах искусства» (2011)

Темы моих рассказов-очерков об искусстве отражают мои интересы и пристрастия». Источник: https://proza.ru/avtor/chagall


Валерий Койфман написал об Анатолии Каплане [16]:

«Творчество Каплана, уникальное в условиях советской жизни, часто использовалось советской пропагандой как доказательство процветания еврейской культуры в СССР. Его настоящее имя Танхум бен Леви Ицхок Каплун (Танхум – утешитель). Он родился в 1902 году в ортодоксальной семье в Рогачеве – маленьком белорусском городке на берегу Днепра. Здесь тогда жило около 10000 человек, из них 6000 – евреев. Они занимались ремеслами, торговлей, садоводством и огородничеством. Отца художника звали Лейб-Ицхок Каплун. Он унаследовал маленькую мясную лавку, где работал всю жизнь. Мать звали Соре, она воспитывала детей. В семье их было шестеро. Танхум был третьим ребенком. С детства он отличался от братьев и сестер. Любил гулять в лесу, был тихим, добрым. Никому не приходило в голову, что он когда-нибудь сможет торговать в отцовской лавке. С 6 лет Танхум ходил в хедер. Через два года родители отдали его в русскую школу, где он успешно учился. Каплан на удивление рано пристрастился к искусству. В 1922 году по совету Марка Шагала, с которым Каплан познакомился в Витебске, он поехал в Петроград и поступил во ВХУТЕИН (Высший худ.– технич. институт). Его педагогами были А. Рылов, Н. Радлов, К. Петров-Водкин. Юноша окончил живописный факультет. В отличие от многих, приехавших из провинции в Ленинград, Каплан гордился своей родиной – маленьким городком с узкими улочками и бедными домишками. Он помнил своих соседей и с удовольствием рассказывал о них. Окружавшие его художники часто спрашивали: „Где ты берешь свои персонажи, Толя?“ Он удивленно отвечал: „Я нигде не беру их, они всегда здесь, со мной“. В 1934 г. Анатолий женился на девушке из Оргеева, Евгении (Гине) Либман. Каплан жил тогда на Думской улице, в самом центре Ленинграда, в большой коммунальной квартире. Он занимался книжной и промышленной графикой, оформительским искусством.

Страница 13