Об известных евреях Рогачева - стр. 12
На встречу с нами пришло человек двадцать. Комната в одном из деревянных домов стала импровизированным зрительным залом. Давид Симанович много рассказывал о Шагале, читал стихи, посвященные художнику. Я сказал, что наши города дали миру двух больших еврейских Мастеров: Шагала и Каплана. И, увидев реакцию моих собеседников, понял, что если о Шагале они что-то слышали, то фамилия Каплан им ничего не говорит. Я спросил: „Может быть, в городе живут какие-то дальние родственники, или те, кто знал эту семью?“. Собравшиеся посмотрели на женщину, сидевшую у дверей. – Наша фамилия Каплан, – сказала она. – Но о том человеке, о котором вы спрашиваете, я ничего не слышала. Сегодня в разных странах мира выпускаются альбомы с репродукциями работ Анатолия Каплана, выставки проходят в крупнейших выставочных залах, а в Рогачеве – городе, который вдохновлял его творчество, ничего не слышали о Мастере. Здесь это по-прежнему забытое имя».
Неизвестный Каплан. Мишпоха №22. Источник: http://mishpoha.org/n22/22a17.shtml
2.4 Валерий Дымшиц и Валерий Койфман об Анатолии Каплане
Валерий Дымшиц о Каплане (к 100-летию со дня рождения художника А.Л.Каплана)
«Валерий Дымшиц
Этнограф, филолог, переводчик
Родился в 1959 году в Ленинграде. Директор межфакультетского центра «Петербургская иудаика» Европейского университета в Санкт-Петербурге. Автор книги «Из Венеции: Дневник временно местного» (2017). Составитель книг «Горские евреи. История. Этнография. Культура» (1999), «Еврейские народные сказки» (1999), антологии еврейской литературной сказки «Тяжба с ветром» (2007). Источник: http://narodknigi.ru/authors/valery_dymshits/
Валерий Дымшиц написал о Каплане следующее [15]:
«Анатолий Львович (Танхум бен Лейвик) Каплан (1902—1980) – один из лучших графиков ХХ века, удивительный живописец и керамист. О его творчестве, об уникальности его мастерства написано немало. Между тем, Каплан – не просто большой художник, он, прежде всего, художник национальный: фигура Каплана была и остается знаковой для нескольких поколений российских евреев.
Анатолий Каплан не был обделен ни прижизненной, ни посмертной славой. Лучшие музеи мира считали за честь приобрести его работы, книги и выставки сделали его имя широко известным. Даже неласковая к евреям советская власть, «закрывая» его литографиями «еврейскую тему» urbi et orbi (впрочем, orbi гораздо больше, чем urbi), проявила несвойственный ей хороший вкус. Делала она это по проверенному методу: как советским евреям был выдан один писатель – Шолом-Алейхем, так они получили и одного художника – Каплана.