О священнодействиях и таинствах церковных - стр. 56
Вместе с тем иерей воздает честь Богу приношением и благовонием фимиама и показывает, что он действует под осенением Духа и что от этого таинства излилась на мир благодать Духа.
64. Что означают звездица, священные покровы и воздух
Поэтому, покадив сначала в честь Спасителя звездицу, иерей полагает ее над хлебом, говоря: «И пришедши звезда, ста верху, и деже бе Отроча» (см.: Мф. 2,9), в символах изображая то, что совершилось во время Рождества Спасителя, поскольку предложение, как сказали мы, изображает и пещеру, и ясли. Потом, взяв покров дискоса, который вместе с другими покровами знаменует пелены, произносит слова псалма, изображающие вочеловечение Слова: «Господь воцарися, в лепоту облечеся» (см.: Пс. 92, 1) и так далее.
Далее священник полагает покров и на Чашу – на одну или несколько, возглашая при этом: «Покры небеса добродетель Твоя и хвалы Твоея исполнь земля» (см.: Авв. 3,3), что также указывает на воплощение Господа. Как Бог, Иисус Христос наполняет небеса совершенством и разумом Своим, однако и земля преисполнена ведением Его, потому что, когда Он воплотился, вся земля познала Его вместе со Отцом и Духом. Этот стих возглашается над всеми потирами, хотя бы их было и несколько, потому что приносимое – одно, и Чаша – одна, и в различных сосудах – единое Тело единого Христа и Кровь Его единого.
Затем, покадив, иерей полагает воздух, означающий и небо, где утверждаются звезды, и плащаницу. Воздухом часто объемлются Тело и Кровь Иисуса, умершего и миром помазанного, и потому он называется также и надгробием.
Таким образом, здесь ясно изображается как бы в сокращении все таинство. Пришествие с небес Агнца-Христа было предречено, и был Он во плоти в вертепе и яслях, и в то же время, при самом Своем рождении, предызобразил будущие Свои страдания. Так, остановившаяся над Ним звезда указывала Его волхвам, а Ирод воздвиг на Него гонение. И Симеон, взяв Его на руки, изрек, что лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. 2, 34–35). Поэтому-то на проскомидии предызображаются страдания Спасителя.
Далее, покадив Дары Божественного предложения, уже посвященные Богу, принесенные Ему и вместообразные Всесвятых Тела и Крови, иерей читает молитву предложения и призывает Бога и Отца, пославшего к нам Сына Своего – сей Небесный Хлеб, благословить предложенные Дары и принять их в пренебесный жертвенник. Также он призывает помянуть и принесших, и тех, за кого принесли их, и сохранить священнодействующих неосужденными во время священнодействия.