О священнодействиях и таинствах церковных - стр. 47
О, неразумие! – скажем мы, правомыслящие. Так-то ты разумеешь то, что говорит богопроповедник? О, человек! Эти слова говорит он, уничтожая корень и причину греха. Не со старою закваскою… порока и лукавства, – говорит совершенно справедливо. И ты отвергни эту закваску: блуд блудодействовавших в Коринфе и всякую другую нечистоту, потому что в этом вся цель речи и об этом апостольское слово. Извергните, – говорит, – развращенного из среды вас (1 Кор. 5, 13). Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? (1 Кор. 5, 6).
Порок, как разрушительная болезнь, начавшись от кого-нибудь одного, переходит и к прочим. Вот почему сказано: Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом (1 Кор. 5, 7), да будете новым тестом во Христе, как новые и безгрешные, подобно Христу, потому что и Христос есть Новый Человек – Адам, и вы через Него «бесквасны», то есть непричастны греху, – крещением и миром.
Ибо Пасха наша, Христос, изведший нас из Египта греховного, заклан за нас (1 Кор. 5, 7) – вот мысль и слово Павла. Руководись ими, отвергай и удаляй от себя закваску греха и весь будь непричастен ему.
58. Что значит Царство Небесное подобно закваске (Мф. 13, 33)
Но не убегай закваски нетления, которой уподоблено Царство Небесное, собирающее, соединяющее собою и преобразующее в себе уверовавших в Божественную проповедь. Эту-то закваску женщина, то есть Церковь Пренебесного
Жениха, взяв, положила в три меры муки — в три разряда спасаемых: рабов, наемников и сынов; целомудренных в браке и девственников, доколе не вскисло всё (Мф. 13, 33) – все, что удостоено в воскресении Царства Божия.
Церковь собрала и праведных, бывших прежде закона, и тех, которые были во время установления закона, и праведных в благодати, и это совершила благодать Евангелия. Ведь Сам Спаситель – истинно Божественная и чистейшая Закваска, Хлеб жизни и Царь Вечный; Он, воплотившись и придя в мир, спас живших прежде закона и в законе, освободил их от уз и соединил с уверовавшими в Него. И с другой еще целью пребывает Он сокровенным, как чистая и живая Закваска – в ту меру, в какую принимает Его тварь, Он как бы разделяется тройственно по разумным созданиям, каковы: Ангелы, святые, отошедшие на небо, и мы, живущие и верующие в Него.
Доколе не вскисло всё — когда все воскреснет через Него и все будет едино, тогда и наше естество будет участвовать в славе Его и Его Ангелов.
59. Почему в законе хлебы опресночные, а в благодати – квасные
Будь же и сам ты заквашен о Господе, и старайся быть закваской Царства Небесного, и не спеши приобщаться опресночных хлебов ветхого закона. Потому что закон – тень и образ бездушный, чуждый жизни, почему он и имел опресночные хлебы – мертвые и соответствующие ему тени, которые и назывались не просто хлебами, но опресноками, имея с хлебом только нечто общее и нося только имя хлеба.