О священнодействиях и таинствах церковных - стр. 49
(Ин. 19,31).
И из того, что Евангелие тотчас же прибавляет: Иисус взял хлеб (Мф. 26, 26) и не прибавляет: «бесквасный», равно как из того, что сказал Господь: Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания (Лк. 22, 15), совершенно ясно видно, о чем речь, – то есть что Христос, конечно, желал не иудейской пасхи, которую часто совершал, но что Он пришел уничтожить тень истины.
Впрочем, если Он совершил и законную пасху, то совершил прежде, а потом передал ученикам Свою. И Он желал передать ее прежде страдания для того, чтобы пребывать с нами. Чтобы истинно было то, что сказал Он: Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6,56). Поэтому Он сделал не только требуемое законом на этой Вечери, но и совершил умовение, и возлежал, поэтому же там было не только печеное мясо, но и солило, в котором омочил руку Иуда. Следовательно, та Вечеря не была временем иудейской пасхи, и Спаситель совершил тогда не иудейскую только, но главным образом Свою Пасху, о которой и говорил: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22,19) и: Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие (Ин. 6,55).
А о том, что древнее прекратилось, Он Сам опять свидетельствует, говоря: Ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна (Мф. 11, 13). Справедливо, значит, что Он возжелал тогда не иудейской пасхи из бессловесного агнца и крови животного, но желал передать ученикам и передал Свою собственную, которую Сам совершил тогда единственный раз и заповедал совершать во веки.
Хотя бы все это, а также свидетельства отцов ты и отвергал по неразумию, однако даже и в том случае, если бы Спаситель, по обстоятельствам времени, принес тогда опресноки, тебе надлежало бы делать совершеннейшее, то есть соблюдать Новый Завет, подобно тому как приняли это мы, чтобы и прочее делать, превышая закон, и чтобы праведность наша превзошла праведности книжников и фарисеев (Мф. 5, 20).
Мы освобождены от закона Кровью Иисуса Христа, потому что Христос искупил нас от клятвы закона, – говорит Павел (Гал. 3,13), и нет нам никакой пользы в служении закону, так как если снова поступаем по нему, то не будет вам никакой пользы от Христа, – опять говорит Павел (Гал. 5, 2). Так, исполнив все за нас, Христос освободил нас. Поэтому Он был и обрезан, а мы не обрезываемся, но крещаемся Духом и вкушаем не плоть и кровь мертвых животных, но Плоть и Кровь Его.
Итак, слишком очевидно, что преподана Им Жертва Его страшного Хлеба и Чаши, а не пасха подзаконная, поскольку Он говорит: Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови