Размер шрифта
-
+

О судьбах народов и человечества - стр. 6

«Каковы были эти народы, когда Иаков оставил Ханаан и переселился в Египет, таковы были и после 430 лет, когда Израильский народ вернулся в Ханаан. Эти народы были сильнее и многочисленнее Израиля (Второз. 7, 1), но духовно они были уже мертвы»7.

Святитель раскрывает содержание своих слов о духовной смерти ханаанских народов: «Все эти народы отпали от Бога, Единого и Живого, попрали Божий Закон, предались идолопоклонству и, что неизбежно, крайней безнравственности. Ни милость, ни наказание Божьи не касались сердец их, так как и милость, и наказание Всевышнего приписывали они не Богу, а диаволу. Их вера была лишь верой в дьявола; их страх был страхом дьявола, и союз их – союзом с дьяволом».

Бог сделал сынов и потомков Иакова народом богоизбранным и дал этому народу «зеленый свет» занять землю Ханаанскую («Землю обетованную»). Господь не только наградил евреев этой землей, Он еще возложил на этот народ задачу уничтожить поклонников дьявола, проживающих в Ханаане: «Израильтяне должны были сдунуть их, как пыль; срубить, как подсеченное дерево, и похоронить их, как мертвых. Именно это и приказал Господь сделать Израилю, когда войдет в обетованную землю (Втор. 7, 2)».

Многие читатели Ветхого завета обращают внимание на ту жестокость, которую проявлял Израиль в борьбе с язычниками на своем пути к «Земле обетованной» и в ходе борьбы за Ханаан. Некоторые мало подготовленные читатели возмущаются этими сценами насилия и крови. Даже некоторые теологи и богословы пытаются «исправлять» Священное Писание, полагая, что подобное насилие никак не соотносится с Богом, Который есть Любовь. Святитель Николай Сербский отвечает таким «критикам» Священного Писания: «Некоторые протестантские толкователи Святого Откровения не видят в этом Божиего милосердия или говорят, что Моисей заблуждался. Как это, мол, так, что такое жестокое распоряжение могло изойти от Бога, спрашивают они. Должно быть, Моисей заблуждался? – Ни то, ни другое. Здесь нет ни жестокости Божьей, ни заблуждения Моисея. Разве не заслужили смерть и вечную смерть люди, сотни лет попиравшие имя своего Создателя и закон Его, сотни лет воевавшие против Него? Нельзя поднимать вопроса о милости Божьей, пока не будут поняты все страшные богоборческие грехи и пороки этих народов. Да и кто может оспаривать право огородника истреблять в своем огороде захирелые овощи и насаждать здоровые? И кто может до конца проникнуть в глубины Божиего Промысла? Несомненно, что, во-первых, своею развращенностью народы эти уже давно заслужили свою гибель; во-вторых, Господь хотел здесь испытать веру и послушание израильского народа, как некогда испытывал Авраама, приказав принести в жертву единственного сына».

Страница 6