О судьбах народов и человечества - стр. 30
А вот конец царя Соломона был бесславным. Самое главное, что грехи Соломона создали неприятности не только лично для него, но для всего Израиля. Серьезным грехом было многоженство, но еще более серьезным – идолопоклонство:
«Грех идолопоклонства, то есть нарушение второй заповеди Декалога, Бог не мог простить даже Своему любимцу царю Соломону. Под старость люто согрешил Соломон Господу Богу, пойдя на поводу у своих жен-язычниц: поставил по их желанию на вершинах гор капища идолам Хамосу и Молоху, Астарте и Милхому, и его жены стали кадить пред своими богами ладаном и приносить этой мерзости жертвы. Из-за этого пришло наказание Господне, причем удивительное наказание, осуществившееся на сыне Соломона Ровоаме. Царство Соломоново разделилось, но не поровну. За Ровоамом осталось всего два племени, а остальные племена израильские подпали под власть Иеровоама, бывшего слуги царя Соломона».
Итак, произошло разделение единого государства Израиль на северное, за которым осталось старое название «Израиль» (десять племен), и южное, получившее название «Иудея» (два племени)34. Последствия греха царя Соломона не удалось преодолеть:
«Разделенный таким образом на два царства народ на протяжении тысячелетия находился в состоянии междоусобных войн; люди ненавидели и презирали друг друга, пока не пропали оба этих царства».
Можно только добавить, что северное царство просуществовало немногим более двух веков и было уничтожено Ассирией в 721 году до Р.Х. Десять колен Израилевых, проживавших в северном царстве, были уведены в плен и подверглись насильственной ассимиляции. Что касается южного царства (Иудеи) со столицей Иерусалимом и Иерусалимским храмом, то оно просуществовало до начала христианской эпохи, но почти всегда находилось в вассальной зависимости от более крупных государств и империй35.
Ветхозаветные евреи: наказания человеческие и Божии
Правило же ясно, как дважды два – четыре, и гласит: народ, которому война приносит рабство, заслужил его своей недостойной жизнью в мирное время.
Святитель Николай Сербский.Война и Библия
Выше я уже говорил о том, что Бог многократно наказывал «избранный народ» за нарушение различных заповедей Декалога. Продолжим разговор о наказаниях в древнем Израиле.
О наказаниях и способах наказаний за нарушение законов в древнем Израиле
Наказания были различными по охвату: и индивидуальными, или «точечными» (конкретные нарушители), и групповыми (например, отдельные семейства и потомки нарушителей), и общенациональными (весь народ Израиля).
Во втором и третьем случае возникала ситуация, которая справедливо называется «солидарной ответственностью». Вероятно, в этом был большой смысл: гражданин древнего Израиля (тем более его правитель) должен заботиться не только о собственном благочестии, но также о том, чтобы заповеди Декалога выполняли и все окружающие (в случае правителя – все подданные). Впрочем, были и обратные случаи: народ был недоволен правителем, забывшим благочестие. Поэтому были попытки (иногда удачные, иногда неудачные) поставить во главе израильского народа благочестивого правителя.