О Разуме, его свойствах и переосмыслении структуры общества - стр. 38
Демократический подход наиболее полно проявился в Афинском государстве и республиканском Риме. Он отражает связь между естественными процессами – увеличением численности населения, затруднением в организации и проведении собраний и соответствующими изменениями в праве и государстве.
Демократический путь свойственен больше торговым обществам и вряд ли может считаться универсальным. Другой путь создания права и государства – деспотический. Он также основан на естественных свойствах человеческого организма. Одни люди более агрессивны, другие – миролюбивы. Агрессивный человек мог собрать группу и силой заставить остальных людей подчиняться ему. Даже в демократических Афинах и царском Риме появлялись тираны. Суть деспотического пути заключается в том, что право здесь – это инструмент тирана против остального общества. Тиран не может установить свою власть посредством обычаев, ему нужно самому управлять поведением людей. Право с такой задачей прекрасно справляется – оно оперативно, отражает волю законодателя и даёт возможность силой обеспечить её исполнение.
Третий путь появления права – психологический. Как и в случае с деспотией, одни люди склонны подчиняться, другие подчинять. Только в этом случае главную роль играет не сила, а авторитет. После того, как возникла необходимость в праве, общество решило доверить решение вопросов самому уважаемому (обычно самому старому) своему члену или группе уважаемых индивидов.
Каждое общество по-разному пришло к созданию права и государства, тем не менее, везде право, как регулятор поведения человека, одинаков. Право всегда результат волевого акта законодателя (народного собрания, сената, монарха), что отличает его от обычая. Оно формализовано и опубликовано в письменном, иногда устном, виде. Принуждение осуществляется должностными лицами, назначаемыми законодательным органом. Как видно, право не может существовать без государства (без него оно не появится, и не будет обеспечиваться), но и государство без права существовать не может хотя бы потому, что невозможно осуществлять власть над другими без установления правил для подчинённых.
Теперь, когда небольшой экскурс в теорию права завершён, следует перейти к вопросу о его влиянии на умственное развитие индивида.
Как и все изученные до этого регуляторы поведения человека, право может влиять на умственное развитие двояко: оно может способствовать ему, а может препятствовать.
Примером положительного влияния права на умственное развитие человека может служить введение в стране обязательного школьного образования. Наиболее плодотворное время для получения новых знаний и осуществления усиленной умственной деятельности – молодость. Чем старее человек, тем меньше сил остаётся у него для обучения. Поэтому это драгоценное время следует использовать, а не лениться, и обязательное школьное образование, пусть и через силу, но положительно способствует этому.