Размер шрифта
-
+

О Разуме, его свойствах и переосмыслении структуры общества - стр. 2

Доброго дурака легко обвести вокруг пальца. Он с лёгкостью верит во всё, что ему говорят, ведь проверить-то он не может. А обострённое чувство справедливости будет служить ему неустанным мотором. Поэтому только разум и наука могут уберечь человечество от бед, и только они одни могут служить той прочной основой, на которой можно строить человеческое общество. Мораль и этика у каждого свои, равно как и религиозные убеждения и вкусовые предпочтения. Только разум и наука способны адекватно воспринимать мир, в котором мы живём, он существует объективно. Природе всё равно, что мы о ней думаем, и покорить её, по справедливому замечанию английского философа Френсиса Бэкона (1561 – 1626), можно только подчиняясь ей1.

Общественные законы действуют точно так же, как и законы физики, химии и биологии. Человек не может изменить их, он может только их познать и приспособить для своих нужд. Если учесть, что жизнь человека неразрывно связана с обществом, то знание общественных законов критически важно для него. Именно поэтому я написал эту книгу. Она своего рода вступление к социальной философии – серии книг, которые, я надеюсь смогу закончить. Каждая из них будет посвящена отдельной сфере жизни общества – природе общественных взаимодействий, институтов, систем регулирования, праву, политике и истории развития человеческого общества.

В настоящей же книге я хотел бы провести мост между биологической и психологической природой человека и его социальным поведением. Я расскажу, как работает человеческий мост, почему люди, даже самые глупые, хотят быть умнее остальных, как происходит умственное развитие человека и общества в целом. Такой подход позволил мне отказаться от заезженной и во многом бесполезной концепции деления общества на классы, в зависимости от имущественного положения их челнов или их экономической роли. Вместо этого я предлагаю обратить внимание на механизм мышления различных групп населения. Ведь именно то, как мы мыслим, определяет наше поведение, а вовсе не наше имущество или тяжесть кошелька.

Помимо статичной структуры общества, я показал, как человек может изменить свой класс, используя средства социальной мобильности – город, семью, работу, армию, исправительную систему, систему образования и социального обеспечения, культурные учреждения, книги, интернет, а также путешествия. Все эти средства нам хорошо знакомы, но многие ли из нас задумывались, как они влияют на наш разум?

Чтобы мои рассуждения не казались сугубо теоретическими и оторванными от реальности, я обратился к истории развития четырёх наиболее значимых человеческих обществ – европейскому, российскому, американскому и китайскому. Я рассматривал их развитие с точки зрения новой классовой теории, а не устаревшего деления на формации.

Страница 2