Размер шрифта
-
+

О природе людей - стр. 53

Судопроизводство, – страж исполнения законов, со временем, переходит к юристам, и они защищая государственные и частные интересы, становятся проводниками государственной политики.


Силовое подавление недовольства своего народа, разрушая производительные силы, ослабляет государство, и поэтому, допустимо только в исключительных случаях. Другое дело, подавление идеальное, подавление воздействием на сознание, одним из инструментов которого, является государственная идеология. Идеология, это система представлений привилегированного класса, отражающие существующие классовые отношения, и навязанные классу угнетённых, как должное. Первые идеологии, были религиозными.

Уже сама власть царей и фараонов, соединяющих в себе законодателей, правителей, верховных судей и военачальников, и власть их соправителей, решающая человеческие судьбы по своему произволу, должна была внести изменение в религиозные представления. И она их внесла. Власть, осязаемая и не требующая большого воображения, становится плодородной почвой для произрастания монотеизма. И на ней, вытесняя языческих богов, появляется образ бога, наделённого могуществом земных правителей, наказывать и миловать, но абстрагированный от их конкретной, осязаемой оболочки. А верховные правители в религиозном представлении, становятся наместниками богов, сопротивление власти которых, чревато неприятными последствиями.

Жрецы, тоже принадлежащие к избранным, всё то, что имеет значение для укрепления государственной власти, возводят к божественному установлению, и, управляя религиозным массовым сознанием, приобретают духовно-религиозную власть.

Верующие, с подавленной молитвами волей к сопротивлению, превращаются в политически пассивное и послушное стадо, ведомое пастырями; а царствующие особы, в свою очередь, становятся заложниками обладателей духовно-религиозной власти над стадом, и поэтому вынужденные удовлетворять их, далеко не религиозные интересы.

Между государственной и духовно-религиозной властью, разгорается война, за безраздельную власть в государстве, которая с переменным успехом, ведётся на протяжении веков.

Религиозное послушание, мощное средство предупреждения социального сопротивления. Но реальная жизнь, сильнее религии, и поэтому время от времени, возникают стихийные, мало организованные и жестокие бунты, подавляемые не менее жестоко. Но какими бы стихийными не были эти выступления, они не могли происходить абсолютно неосознанно, без идеологической подготовки борьбы, с угнетателями. И эта идеология, тоже была религиозной.

Страница 53