О природе людей - стр. 45
Орудия труда, знания и умения, как средства производства, не могли ещё обеспечить свободу действий первобытному человеку, что и принуждало каждого индивида, к строгому соблюдению накопленного поколениями опыта в совместной деятельности, к соблюдению вековых традиций.
Разделение труда, вызванное их естественным неравенством, было только между женщиной и мужчиной. Согласованность в производственных действиях, обеспечивалась единством значений и их смыслов, их неразделённостью в сознании всех индивидов. Все общественные вопросы решались общим и открытым собранием рода, фратрии или племени. Для управления, их повседневными и текущими делами, избирались вожди из старейшин, умудрённых жизненным опытом. Единственной властью которых, был их авторитет. А ослушники, имели дело, не с ними, а со всем обществом. Поэтому, и необходимости в начальниках, в полиции, и судьях, не было.
Ни у одного члена общества не было привилегий. Все получали равную долю общественного продукта, и несли равную ответственность за содеянное, а наказание, соответствовало причинённому ущербу: «кровь за кровь, око за око, зуб за зуб». Равенство, всех членов племени, и сохранились в памяти человечества, как его «Золотой век».
В своём совместном действии, индивиды первобытного общества, утверждают и осознают свою дееспособность и свои силы, и одновременно с этим, осознают и благорасположение, и сопротивление своим действиям, одухотворённой в своем воображении, природы. Успехи в целенаправленных действиях, способствуют утверждению своих сил и дееспособности, а неудачи, напротив, порождая неуверенность в преодолении сопротивления, охлаждают деятельную активность. А без преодоления неуверенности, преодоления чувством веры в могущество своих сил, уверенностью в успехе своего действия, успешная активная деятельность невозможна. И это необходимое преодоление в психике, осуществляется коллективным внушением и самовнушением в магических действиях и заклинаниях. Имитация будущих действий, это не только производственное «планирование», и магическое воздействия на воображаемый объект, предстоящих действий, но и активизация своих собственных сил.
Неудавшиеся действия, по присвоению продуктов природы, видимо не часто бывали причиной катастрофических последствий, – их можно было повторить; а оскудевшие дичью и съедобными растениями места оставлялись, перемещаясь на боле обильные. Таким образом, удары природы смягчались, а магия и колдовство, были средством мобилизации своих собственных возможностей, своих производительных сил, и воздействия на природу. Поэтому, охотникам и собирателям, одухотворявшим природу, взывать её к милости, не было необходимости. А магия и колдовство, к религии, ещё не имеют отношения; не имеет отношения к религии и тотемизм, являясь символом родового происхождения племени.