О природе людей - стр. 44
Как ни велико значение внутреннего взаимодействия для общества, но оно ещё, не может быть осознанной целью юного человечества; взаимодействия, развитие которого, и ведёт к разворачиванию его потенциала. Осознанной целью его, были и остаются, лишь конкретные действия, необходимые для ближайшего выживания, а взаимодействия индивидов складываются и развиваются стихийно, как необходимо соответствующие развитию производительных сил, как побочный, неосознанный продукт их жизнедеятельности.
Стихийное, за пределами общественного сознания, развитие взаимодействий, или общественных отношений, или коротко, общества, полно драматизма, и становится трагедией не только для многих индивидов, но и для целых народностей и государств.
Свидетельство этому, не только история, но и наша современность.
Первобытная родовая община
Первой формой человеческого общества, первобытного общества, с которого началось его развитие, была родовая община, которая в памяти человечества, сохранилось как его «Золотой век». Изучение этих обществ, началось тогда, когда у большинства из них, уже зарождалось классовое разложение, поэтому знание, об их первобытном состоянии, и не очень богатое.
Современные мечтатели-фантазёры, сидящие в мягких креслах и пушистых тапочках, перед телевизором, и мечтающих о возврате в «Золотой век» прошлого, очень сильно разочаровались бы, сбудься их мечты.
Жизнь первобытного общества, была далеко не райской, и изнурённые в борьбе на выживание, и подстерегающими опасностями, вероятно, редкие его представители, переступали свой сорокалетний возраст. Непрестанный физический труд, на свежем и чистом воздухе, уют пещер, и прочие первобытные прелести, ни сколько содействовали, так желанному для нас, здоровью, а сколько отбраковывали слабых.
Основой первобытного общества был материнский род, главой в котором, была женщина-мать. Род объединялся с другими, близкими по родству родами, во фратриях (братствах), а последние, объединялись в племени.
Земля, в округе племени, со всей её растительностью и живностью, необходимая для его жизни, была его собственностью, общественной собственностью. Из орудий труда, в первобытном обществе, уже широко использовались, действующие на дистанции, копья и лук. Знание, и соответственно, и сознание, были ограничены характером его деятельности: охотой и собирательством. Знания были ограничены не только количественно, но и качественно. Знания, будучи в основном, ещё эмпирическими, не проникающими ещё глубоко в сущность вещей, и в сущность их причинно-следственных связей, в их законы. Знания были практически-наглядными, а обобщение свойства предметов, действий, осуществлялось только по их месту и значению в хозяйственной деятельности.