О природе людей - стр. 42
И не только в практической деятельности, но и в мышлении, вера находит своё место, подменяя объективно обоснованную посылку в нём, субъективными предположениями, принятыми на веру. А это, чаще всего, и приводит к ложному умозаключению.
Воля
Имитация производственной деятельности, в период пробуждения знаний, образного мышления и сознания, но ещё при отсутствии понимания, была направленная на оказание воздействия, как на предметы предстоящих действий, так и на самих субъектов. И это воздействие, осуществлялось в форме магии, колдовства и заклинаний.
Магия, колдовство и заклинания, одновременно с подготовкой к необходимым предстоящим действиям, возбуждали и деятельную активность субъектов, необходимую, для преодоления возможных препятствий.
С развитием понятийного мышления, понимания, и идеальной психики, субъектами осознаются, как препятствия их целенаправленной деятельности, так и значения своих сил, знаний и умений, в преодолении этих препятствий, что и побуждает, к их развитию и усвоению. И чем шире, и богаче усвоенное, своим разнообразием, отвечающим необходимости и возможностям, тем и свободнее осознанный выбор средств, в преодолении препятствий к цели, – тем и увереннее и свободнее, в своих действиях субъекты.
А в критические моменты, для преодоления возникшего препятствия, – поскольку свобода, не в уклонении от препятствий, а в преодолении их, – то деятельные силы, осознанно, чувствами и эмоциями, и приводятся, в необходимое возбуждение.
Преодоление некоторых препятствий, сопряжено с угрозой для жизни, и инстинкт сохранения, вызывая страх, тоже становится препятствием. Но когда необходимое действие, имеет жизненно необходимое значение, то деятельным усилием, страх преодолевается смелостью и решительностью.
Воля, или сила воли, это и есть способность субъектов, чувствами, эмоциям, и сознанием, приводить в возбуждение, иногда и в предельное напряжение, свои деятельные силы, необходимые, для преодоления внутреннего психического, и внешнего препятствия.
Психика как возможность, даётся от рождения, генетически, но в действительность, первична психика, превращается в деятельной ориентации в естественно-природной среде, а вторичная, или идеальная психика, как и психические свойства индивида, в деятельном общении. И эта психика, в период становления общества, не могла ещё в достаточной мере обеспечивать свободу активной деятельности, поскольку само мышление и его продукты, как и осознание их значений, были ещё слабо развиты, а сама деятельность, была поглощена практикой.