О чем кричит редактор - стр. 6
"Бунтари эпохи постмодерна рисковали нарваться на подавление и визг; на шок и отвращение, ругательства и цензуру, на обвинения в социализме, анархии, нигилизме. Теперь угрозы иные. Новые мятежники будут художниками, готовыми идти на риск и встретиться с зевотой, с закатывающимися глазами, прохладными улыбками, подталкиванием под ребра, пародиями талантливых комиков и всем известным "О, как это банально!" Им нужна будет готовность принять обвинения в сентиментальности, в сверхнаивности, мягкости. Готовность быть обманутыми миром мошенников и зевак".
Д.Ф.Уоллес
Итак, речь идет о метамодерне, как направлении культуры, как вектор литературы 21 века.
Знаете, что жанр автофикшн, который так активно ныне пропагандируется, как новый жанр, возник скорее как реакция на отсутствие направления в литературе. Предлагая лишь себя и свою жизнь в качестве художественной прозы, писатель расписывается в авторской импотенции, словно бравируя «я не могу описать эпоху, я не могу понять происходящее в мире, я не знаю, кто он, человек нашего времени, я понятия не имею, какие вопросы стоят перед обществом, и какие конфликты необходимо решить через отражение их в литературе, поэтому я просто напишу про то, что вижу – себя». Нельзя не отметить, что и в этом жанре есть ценнейшие произведения, но ценны они тем, что личность писателя оказалась в своем глубинном исполнении универсальной, архетипичной, а не типичной, а описываемые им события личной жизни затронули пласт общественного конфликта, отобразили проблематику общества и нашли ей решение или же показали определенное отношение, которое можно иметь.
Почему же мы никак не перейдем в новую эпоху – эпоху метамодерна, если общество готово к ней? Я вижу три причины: отсутствие философской базы, отказ от невроза и замена надличностных переживаний литературной техникой.
Отсутствие философской базы
Не секрет, что мы не знаем, куда идем. У нас нет больше опоры: ни церковь, ни революции, ни технического прогресса – ничто не дает нам веры в светлое будущее, ничто не указывает нам пути с четко прописанными заповедями. Тревожность вседозволенности отражается в сюжетах, не ведущих никуда, ни с чего не начинающихся – пугающем сюрреализме происходящего. Нереальность реальности. Реальность стала зыбкой, пустой, больше ни секрет ни для кого, что рождение-рост-школа-дом-работа-отношения-смерть и все вариации этого сценария – пустое, скучное, душное и черное повествование, у которого нет смысла. Реализм исчерпал себя в том виде, в котором он существует: он рождает чернуху литературы, маргинальное повествование или попытки сбежать в прошлое.