Размер шрифта
-
+

О былом и разном. Избранное - стр. 21

Стали жаловаться царю Алексею Михайловичу.

Постепенно под влиянием ближайшего окружения

Произошла размолвка между царём и патриархом Никоном.

Летом 1654 года наступила явная размолвка.

Патриарха Никона стали пренебрегать

И не приглашать на светские

И государственные мероприятия.


– 24 —


Никон, видя отношение к себе царя и духовенства,

Отрёкся от патриаршества.

По этому поводу велась духовная война

И постоянная провокация притив Никона.

На соборе в 1660 году его отрешили от патриаршества

И сослали его в Крёстный монастырь у Белого моря.

Этот монастырь был основан им.

– 25 —


Патриарх приезжал в Москву

На прощение и благословение мирян.

Переписывался письмами с царём,

В которых жёстко критиковал Алексея Михайловича.

Это не нравилось царю, поэтому

Их отношения стали ухудшаться,

И без того были сильно натянутыми.

Их пытались примирить через

Всемирных патриархов Иерусалимского, Палестинского и др.

По причине жёсткого характера Никона,

Выросший среди простолюдинов,

Где была атмосфера грубости и невежества,

Примирение не удавалось и заходило

С каждым годом в тупик.


– 26 —


В 1667 году над Никоном состоялся

Духовный суд при вселенских патриархов.

Его обвинили в том, что при нём начался раскол церкви

И бунты по всей России.

Никон защищал свою правоту до конца.

Его осудили и сняли сан патриарха,

Сделав его простым монахом.


– 27 —


Никона отправили в Ферапонтовый монастырь

Под стражей стрельцов.

Царь не раз обращался к Никону

За прощением и благословением всей семьи.

Никон отзывался на просьбы царя,

Но делал это с оговорками,

Как бы ссылаясь на господа Бога.

Никона держали строго,

Но долгие страдания стали подламывать волю.

В конце 1671 года он написал царю

Примирительное письмо и просил прощения за всё,

В чём был виноват перед царём.


– 28 —


Избрали нового патриарха Иосифа.

Перед ним и церковью стояли главные вопросы —

Это исправление в русской церкви,

И раскол её.

Вселенские патриархи вполне утвердили приговор

Русского собора 1666 года, и новый собор,

Уже с участием вселенских патриархов

И греческих архиереев, произнёс анафему на раскольников

В самых сильных выражениях.


– 27 —


Этот приговор имел чрезвычайную важность

В последующей истории раскола: он утвердил

Непримиримую борьбу вражды между господствующей

Церковью и несогласные с нею противниками

Никоновских исправлений.

После проклятия раскольников начались бунты.

Вначале бунт произошёл в Соловецком монастыре

И стал разрастаться по всей стране.

На соловках монахи кричали:

– Не принимаем новоизданных книг! —

Кричали соловетские мятежники.

– Не хотим знать троеперстного сложения,

Имени Иисусе, трегубого аллилуя!

Страница 21