Размер шрифта
-
+

О былом и разном. Избранное - стр. 20

Чтобы быстрей закончить.

Слушающим ничего нельзя было понять.


– 16 —


Никон старался прекратить этот обычай,

Но его распоряжения не нравились

Ни духовным, ни мирянам,

Потому что через это удлинялось богослужение.

Прихожане не любили оставаться там долго.


– 17 —


Для благочиния Никон заимствовал киевское пение,

Да ещё, кроме того, ввёл в богослужение

Пение на греческом языке пополам со славянским.

Каждую зиму езжал митрополит из Новгорода в Москву

Со своими певчими, и царь был в восторге,

Услышавши это пение.

Но многим – и в том числе патриарху Иосифу —

Не понравились эти нововведения.


– 18 —


В 1650 году вспыхнул новгородский бунт.

Никон, и без того уже мало любимый,

Раздражал народ своею энергетической мерою:

Он сразу наложил на всех проклятие.

Этим самым ожесточил против себя всех новгородцев.

Он пытался уговорить народ от бунта,

Но его закидали камнями и сильно побили.

Он долго после этого лечился.


– 19 —

После смерти патриарха Иосифа

Царь настоял на кандидатуре Никоне

В принятии сана патриарха всея России.

На духовном соборе и бояр

Никона долго уговаривали,

Чтобы занял он этот пост.

Никон спросил:

– Будут ли меня почитать, как архипастыря

И отца верховнейшаго и дадут ли мне устроить церковь?

Царь, а за ним власти духовные и бояре

Поклялись в этом.


– 20 —


Была традицией, закладывать монастырь

Во славу правящего патриарха.

Никон выбрал место для закладки монастыря

Близ Валдайского озера и назвал

Свой монастырь Иверским, в честь

Иверской иконы Богородицы,

Находящейся на Афоне.

Была установлена копия этой иконы,

Украшенная драгоценными камнями и золотом.

Перенёс в монастырь мощи Иакова Боровицкого.

Монастырь сделался двойного поклонения.

Пошли слухи о совершающихся там чудесах и исцелениях.

Никон перевёз туда типографию из Новгорода

И печатали там духовные книги.


– 21 —


Важнейшее дело предпринял Никон

В церковном строе богослужения.

Давно уже замечались разноречия

В богослужебных книгах и искожениях.

Книги переписывались в ручную

И много самопроизвольно допускались

Отклонения от правильного текста библии.

Патриарх Никон энергично взялся

За правильное писание текстов

Духовных книг и строго правильное богослужение.


– 22 —


На основании этих изменений в богослужения

И напечатания книг с исправлением текстов

В России начался раскол православной церкви.

Патриарх Никон предписывал креститься

Тремя перстами, вместо двух перстов.

Имя сына Божия писать и провозглашать

Иисус, вместо Иисус.

Многие церковники не хотели признавать

Новые печатные книги с изменениями по тексту.


– 23 —


На патриарха Никона стали производить нападки,

Духовенства с разных городов, бояре.

Страница 20