О Боге – Cпасителе мира - стр. 8
Прообразовательным являлся закон не только обрядовый, но и нравственный, и гражданский. Апостол называет вообще закон пе́стуном… во Христа (Гал. 3, 24). И действительно, закон обрядовый вел ко Христу, как уже было замечено, тем, что прообразовал события новозаветные и своими жертвами указывал иудеям на жертву Христову (Евр. 10, 1). Закон нравственный – тем, что своими высокими и подробными предписаниями, которых иудеи, вследствие первородного греха, не в состоянии были исполнить, ясно обнаруживал пред ними их греховность: законом бо познание (Рим. 3, 20), приводил их в сознание своего бессилия и побуждал в них сильнейшее желание Искупителя, что с такой силой исповедал святой Павел: Вемы бо, яко закон духовен есть: аз же пло́тян есмь, продан под грех… Не еже бо хощу, сие творю, но еже ненавижду, то соделоваю. Аще ли еже не хощу, сие творю, хвалю закон, яко добр, ныне же не ктому аз сие содеваю, но живый во мне грех… Окаянен аз человек: кто мя избавит от тела смерти сея́? Благодарю Бога моего Иисус Христом Господем нашим (Рим. 7, 14-17, 24-25). Наконец, закон гражданский вел ко Христу тем, что, угрожая за нарушение почти каждой нравственной заповеди смертью (Исх. 21, 15, 23-25; 31, 14; 22, 16-17; Втор. 13, 5-10; 15, 17, 2-5; 19, 16-21; 21, 18-21; 27, 16 и др.) и таким образом держа иудеев постоянно в страхе под игом работы (Гал. 5, 1), заставлял их еще пламеннее желать, чтобы скорее пришел на землю Избавитель, и закон бо духа жизни о Христе Иисусе свободил их от закона греховнаго и смерти (Рим. 8, 2).
И когда Христос вступил на общественное служение, необыкновенное стечение народа повсюду сопутствовало Ему, и многие признавали Его за обетованного Мессию (Ин. 6, 14; Мф. 14, 38), мнози вероваша в Него (Ин. 7, 30). И если иудейские старейшины и книжники по зависти и ненависти, если многие из народа по обольщению и слепоте не уверовали в Христа и даже предали Его на смерть, то лучшая часть всего Израиля – все те, которые воистину были чадами Авраама, отца верующих, – с радостью приняли обетованного Мессию и уверовали в Него, когда по проповеди апостолов обращались к Нему целыми тысячами (Деян. 2, 41; 4, 4).