Размер шрифта
-
+

О блудной страсти. Святые отцы и современные пастыри о грехе плотской нечистоты - стр. 6

Церковь учит равновесию и порядку. Первое должно быть на первом месте, в противном случае все будет не на месте. Чем больше человек заботится о теле, тем более ослабевает его дух, а потому, в конце концов – и тело! Человек, по учению церкви, это не просто природа, это единство души и тела, и в теперешнем состоянии в каждом человеке, кроме доброго, ничем неистребимого начала, присутствует и нечто плохое. И это плохое настолько серьезно, что в последней глубине переплетается с тем распадом, который называется смертью. Психика человека, его духа, неразрывно связана с телом. Поэтому при передаче энергии руками или глазами другому неизбежно передается и весь отрицательный заряд «целителя». При таком «лечении» игнорируется самая главная причина болезни тела – болезнь души, то есть грех. К чему приводит исцеление без покаяния – без изменения ума и сердце? К обострению болезни души, а вследствие этого и тела. Если тело не принадлежит личности, можно манипулировать им как угодно! Так и было у манихеев и гностиков: либо безудержная аскеза, либо разврат – два разных пути, приводящих к одному захватывающему опыту. Это тесное духовное родство между мистическим и половым экстазом было весьма тонко прочувствовано и воспринято язычеством. Разврат и аскеза встали в один ряд в попытке снять или, по крайней мере, сделать менее проницаемой завесу, которая отделяет нас от мира невидимого. Эта завеса – наша смертная плоть, и снятие ее – обнаружение духовного мира Добра и зла. В нашем теперешнем состоянии подчиненности злу и смерти она – спасительное ограждение от вечной гибели, длящаяся возможность утвердиться навсегда в Добре через заповеди, в которых, по слову Христа, заключена не просто самая высокая нравственность, а Жизнь Вечная.

Таким образом, игнорирование единства души и тела по христианским понятиям представляет смертельную опасность. Ибо смерть и есть разделение души и тела. Кроме того, когда разделяют то, что надо бы соединять, происходит утрата чувства реальности. Реальность познается только в целостности существования, в противном случае открывается путь к иллюзорности, вплоть до отрицания реальности мира. Для безнравственных выгодно видеть мир как иллюзию: если ничего нет, то можно вести себя как угодно.

Очень показательно, что разврат – одна из самых распространенных причин сумасшествия, точно так же, как «блуд духовный». Нездравый и нездоровый дух суперменства с его безаппеляционностью, самодовольством и безудержным хвастовством не может не подрывать психику человека. Люди с повышенной впечатлительностью часто доходят до срывов, до психозов. И это понятно: потеря центра, потеря собственного «я» ведет к психической болезни; здесь все рассчитано на потерю центра, на то, чтобы человек пребывал в зыбкости.

Страница 6