Размер шрифта
-
+

Новые медиа. Социальная теория и методология исследований - стр. 25

Литература

Виральность. Механики и метрики. URL: http://community.sk.ru/news/reading/b/advisorblog/archive/2013/03/10/mehanizmy-viralnosti.aspx (дата обращения: 01.03.2015).

Гупта А. «К-фактор»: как посчитать виральность в играх по модели free-to-play. URL: http://siliconrus.com/2014/09/viral-f2p/ (дата обращения: 01.03.2015).

Савельев Д. Что такое виральный контент? URL: http: // texterra.ru / blog / chto-takoe-viralnyy-kontent-infografika.html (дата обращения: 01.03.2015).

О. Терещенко

Вирилио Поль (Virilio Paul, Вірылья Поль) (р. 1932) – известный французский архитектор, философ, теоретик медиа. Основные работы: «Бункер: археология» (1975), «Скорость и политика» (1977), «Эстетика исчезновения» (1980), «Критическое пространство» (1984), «Машина зрения» (1992), «Информационная бомба» (1998) и др.

С характерной для католического мыслителя критической позиции Вирилио рассматривает особенности развития современной культуры сквозь призму феномена скорости, который, по его мнению, может расцениваться как главный катализатор динамики западного общества под воздействием технологических инноваций. Начиная с ХIХ столетия социальные изменения начинаются и разворачиваются настолько стремительно, что мы просто не успеваем подстраиваться под них и реагируем с постоянным запаздыванием на трансформации в городской среде и архитектуре, информационных технологиях, сфере услуг и образе жизни в целом. Процесс тотального ускорения особенно явно проявляется в производственном и маркетинговом цикле разработки всевозможных новшеств, их массовом выпуске и распространении в повседневной жизни. Весьма наглядно Вирилио демонстрирует цепную реакцию и взаимосвязь такого рода новаций в сфере развития визуальных средств массовой коммуникации.

В своей ключевой работе «Машина зрения» он выстраивает своеобразную «историю освещения» и, подобно Ж. Бодрийяру, связывает в единую закономерность развитие «видения» и «видимостей». Они предстают в изложении Вирилио как последовательный переход от одной культурной и технической «формы» к другой, причем каждый период развития характеризуется своим уникальным набором свойств и отношений между возможностями создания, распространения и использования средств визуальной коммуникации. Так, формальной логике образа, характерной для живописи, гравюры и архитектуры, свойственно стремление к реалистическому копированию объектов реальности посредством механических приспособлений и техники подражания природе. Для диалектической логики образа, возникшей с изобретением фотографии и кино, характерно обращение к технике световой и химической фиксации актуальных изображений. Современную парадоксальную логику образа, связанную с появлением голограммы, отличает стремление к подчеркиванию виртуальности – начиная от спецэффектов на видео и заканчивая цифровой оптикой компьютерных симуляций. В рамках создаваемой Вирилио эстетики «дромологии», т. е. теории движения и скорости, где эволюция невозможна без революций (особенно в условиях научно-технического прогресса), выявляется взаимосвязь столь разных явлений, таких как квантовая механика, медиаиндустрия, персональные компьютеры и информационные войны.

Страница 25