Размер шрифта
-
+

Новые медиа. Социальная теория и методология исследований - стр. 26

Проблематика визуального находит отражение в идеях Вирилио об экранировании и экране как новой границе и поверхности «ускоренной виртуализации». Это проявляется в таких неологизмах, как «телетопографический», «оптический холл», «катодное окно», а также парадоксах «прибытие без отъезда», «однажды наступит день, когда день не будет наступать». Используя гиперболы, Вирилио определяет экран как зону перехода от «материального» к «виртуальному». Книга «Война и кино: материально-техническое обеспечение восприятия» (1984) демонстрирует, каким образом концепция экрана Вирилио соотносится с размышлением о фатальности распространения военных и кинематографических технологий. В этой работе анализируется феномен исчезновения прямого видения хода сражений и распространения механизмов прицела и камуфляжа. В аргументации Вирилио, экран выступает как камера, устройство для «видения без глаза», при помощи которого «взгляды могут убивать», что позволяет использовать его как конечный пункт инструментальной кампании по соединению восприятия и разрушения.

В работе «Война и кино» были высказаны идеи, позволившие предсказать с опережением на семь лет особенности хода первой войны в Персидском заливе, отказ от военных обязательств и использование образов как оружия, когда экран становится реальным театром военных действий. В 2000 г. Вирилио объяснил в интервью свою идею «миража кино» и экрана, имеющего власть превращений: «Экран – участок проектирования изображений из света и тени. Миражи географической пустыни, локуса военных действий в Персидском заливе, подобны таковым в кино». В дальнейшем Вирилио переориентирует дискурс «оптоэлектронной мутации» в техническом обеспечении человеческого восприятия на проблематику «виртуального». Таким образом, возникновение НМ и их популярность во всем мире – это завершающий штрих в нарисованной Вирилио картине глобальных изменений, вполне закономерно подводящей нашу цивилизацию к ситуации непрерывного кризиса и поиска выхода из него в условиях «информационного взрыва».

Литература

Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана. М.: ИТДГК «Гнозис», Фонд «Прагматика культуры», 2002.

Вирилио П. Машина зрения. СПб.: Наука, 2004.

Virilio P. Vitesse et politique. Essai de dromologie. Paris: Editions Galilée, 1977.

Virilio P. L'inertie polaire. Paris: Editions Christian Bourgois, 1990.

Virilio P. L'Ecran du désert. Chroniques de guerre. Paris: Editions Galilée, 1991.

Virilio P. The Aesthetics of Disappearance. New York: Semiotext(e), 1991.

Virilio P. Lost Dimension. New York: Semiotext(e), 1991.

Страница 26