Размер шрифта
-
+

Новые идеи в философии. Сборник номер 8

1

В дальнейшем я даю, главным образом, некоторые выводы из напечатанных мною исследований о природе и границах естественно-научного образования понятий. Ограниченность места, которым я могу располагать, мешает мне входить в разбор обширной литературы, занимающейся проблемой параллелизма, и указывать, в чем я приближаюсь к другим авторам или расхожусь с ними. Я хотел бы только подчеркнуть, что главным образом глубокие рассуждения Зигварта еще много лет тому назад натолкнули меня на попытку исследовать эту проблему с логической точки зрения. Если я в частностях и не везде могу согласиться с Зигвартом, то все же думаю, что в основном и главном – в понятии действования – я стою на одной почве с ним.

2

Здесь можно игнорировать «энергетику», так как и она, подобно атомистике, в конце концов, должна прийти к чисто количественным понятиям, если хочет объяснить превращение различных форм энергии. Ср. К. Lasswitz. «Die moderne Energetik in ihrer Bedeutung für die Erkenntnisskritik». Philos. Monatshefte, том XXIX (1893) и мою книгу: «Grenzen der naturwissenschaftlichen Begriffsbildung» I (1896), стр. 101—117.

3

Ср. W. Wundt. «Ueber physische Causalität und das Princip des psychophysischen Parallelismus». Philos. Studien, том X (1894).

4

Wundt I. с. 26 и сл.

5

Так думает L. Busse. «Leib und Seele». Zeitschrift für Philosophie und philos. Kritik. Том 114 (1899). Стр. 13.

6

Sigwart. «Logik». II, 2 изд. (1893), стр. 542.

7

И этот взгляд также защищался L. Busse 1. с стр. 17.

8

Закончив эту рукопись, я мог убедиться из статьи Fr. Paulsen'a («Noch ein Wort zur Theorie des Parallelismus». Zeitschrift für Philos. u. philos. Kritik. Том 115, стр. 1 и сл.), что этим аргументом от незнания, действительно, пользуются и, по моему мнению с полным правом.

9

Ср. Sigwart, 1 с стр. 537 и сл.

10

Для подробного обоснования этих взглядов я позволю себе сослаться на мою книгу: «Gegenstand der Erkenntniss» (1892) и на вторую главу моей книги: «Grenzen der naturwissenschaftlichen Begriffsbildung» (Есть русский перевод: «Границы естественно-научного образования понятий»).

11

Так думает Paulsen. «Einleitung in die Philosophie». (1892), стр. 105 и сл. (Есть русский перевод).

12

Ср. Н. Ebbinghaus «Grundzüge der Psychologie». Erster Halbband (1897), стр. 41 и сл. (Есть русский перевод).

13

Ср. A. Riehl. «Der philosophische Kriticismus». II, 2. Стр. 184 и сл.

14

Логические основания этого я пытался показать в моих «Grenzen der naturwiss. Begriffsbildung». Стр. 118, 264 и сл.

15

Этого различия часто не делают, и тогда возникает отожествление идеи, что все совершающееся имеет причину, с тем, что все происходит закономерно – смешение двух понятий, которое может дать повод к заблуждениям, чреватым последствиями. Принцип причинности не является также и самым общим причинным законом – в чем он состоит, мы до сих пор, по крайней мере, не знаем – поэтому его и не следует называть «законом причинности».

Страница notes