Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. 1900–1945. Часть 1 - стр. 72
Дискуссии по поводу восстановления императорской власти вызвали раскол в китайском обществе и самые неоднозначные оценки иностранных держав. Опасаясь взрыва недовольства политикой Юань Шикая, по инициативе Японии, представители Великобритании, Франции, Италии и России потребовали в октябре 1915 г. временно отложить изменение формы правления в Китае «во избежание возможных беспорядков». Однако Юань Шикая это не остановило, и процесс превращения страны в монархическое государство был продолжен. 11 декабря Центральная совещательная палата приняла решение об учреждении в стране конституционной монархии и обратилась к Юань Шикаю принять символы императорской власти.
Республиканская оппозиция, расколотая внутренними противоречиями, ничего не смогла противопоставить монархическому реваншу. Сунь Ятсен как наиболее авторитетный лидер продолжал находиться в эмиграции, где летом 1914 г. вместо разгромленного и запрещенного в Китае Гоминьдана образовал новую политическую организацию Китайскую революционную партию (Чжунхуа Гэминдан). В основу программы партии был положен принцип личной преданности лидеру, а также лозунги народовластия, народного благоденствия и «конституция пяти властей».
Сунь Ятсен, опираясь на опыт Китая, считал, что, помимо закрепленного в западной политической системе положения о разделении трех ветвей власти – исполнительной, законодательной и судебной, должны присутствовать еще две экзаменационная и контрольная. Этот тезис входил, в качестве составляющей, еще во «второй народный принцип» Объединенного союза.
Деятельность этой партии проходила в глубоком подполье, и поэтому реальных рычагов воздействия на сложившееся положение дел она не имела.
В такой ситуации инициативу взяли на себя командующие наемными провинциальными армиями – дуцзюни, фактически отстранившие губернаторов провинций от реальной власти на местах.
В отечественной историографии дуцзюней чаще всего называют милитаристами, что иногда создает путаницу из-за более распространенного и известного одноименного понятия, сложившегося на Западе и подразумевающего под милитаристом человека, исповедующего идеологию военщины.
Большинство из них пришли к власти во время Синьхайской революции и помогли Юань Шикаю ее завершить, но теперь имели свои, отличные от центральной власти планы дальнейшего развития Китая. Юань Шикай, пытаясь сохранить контроль за внутриполитической ситуацией, назначал их на должности правителей подведомственных районов. Но ожидаемого результата это не дало. С конца 1915 г. в ряде отдаленных от Пекина провинций под руководством местных дуцзюней поднимается волна восстаний против власти Юань Шикая. Восставшие провинции (это были в основном территории Южного и Юго-Западного Китая) широко использовали популярные в народе антимонархические лозунги. Вскоре туда прибыл Лян Цичао, к тому времени окончательно разочаровавшийся в политике Юань Шикая.