Размер шрифта
-
+

Никто не избегнет блаженства. Часть вторая - стр. 20

Но ни при каком положении дел нам не стоит не перечить начальству. По крайней мере, потому что это чрезвычайно глупо – можно получить по «шапке».

И не оправдываться.

А держаться с достоинством.

Вот как следует трактовать заповедь «Ударили по одной щеке – подставь другую».

– А если мне оплеуху отвесила разъяренная влюбленная девушка? Как поступить в этом случае? – раздался чей-то задорный голос с галерки.

Дама в шали демонстративно сморщила нос и вытянула птичью шею, пытаясь разглядеть крикуна.

– С девушкой, тем более, лучше не спорить, – со смешком ответил Многорад Многорадович, – даже если она не права. Извинитесь, юноша, мой вам совет – сразу почувствуете себя выше и благороднее. Только тем вы ее и покорите.

А коли нападет «тать в нощи» с кистенем в руке, – продолжил жрец, мельком подсмотрев в свой конспект и восстановив нить рассказа, – он нас станет лупить в живот, в грудь или в спину, но никак не по щеке. Тут уж сам Бог велел давать отпор обидчику, пока тот не будет обезоружен, а затем вести его к судье – правда, ежели бедолага к тому моменту окажется в состоянии встать на ноги. Словом, не добивать врага надо, а проявлять к нему милосердие.

Но ни в коем случае не подставлять под удар щеку. Не следует путать две разные ситуации, описанные в Завете. Понимайте Священный Текст верно. Самая суть его в том, что милосердие и справедливость должны уравновешивать друг друга.

Мы с вами рассмотрели ситуацию, сложившуюся в Киеве к 988 году. А теперь давайте подведем итог сказанному: христианизация Руси является закономерным следствием развития цивилизации, городов, государственности. Она не возникла по какой-либо надуманной причине – скажем, из-за давления извне представителей так называемой мировой закулисы, как сейчас модно говорить. Ни Византия, ни, уж тем более, Рим, вами не манипулировали.

Надеюсь, вы понимаете, что киевляне, оголтело скандировавшие «Христианство це Европа», с радостью приняли новую веру хотя бы как дань моде?

Увы, совсем иначе обстояли дела в Господине Великом Новгороде – чудо-городе с окружавшими его лесами и реками, с северным суровым бытом, с большими семейными избами да домашним родовым хозяйством, где на каждом дворе возвышались свои чуры, охраняющие огороды. Где почти не бывало приезжих с их дикими традициями – кругом проживали лишь местные. Охота, рыбная ловля, собирательство и возделывание земли продолжали оставаться основным источником пропитания. Новгородцы торговали только со шведами, норвежцами и немцами – с которыми у них были сходными Боги, менталитет, культура: «Ваш Один – это наш Перун, ваша Фрейя – это наша Мокошь…» – говорили они. Повсюду витал воинственный дух варяжских саг, воспевались свобода и прямота норова викингов – никакого мультикультурализма и в помине не было. О, эти первозданные яростные языческие души, свирепые гордые взгляды, клокастые волчьи шкуры!..

Страница 20