Николай Онуфриевич Лосский: философские искания - стр. 16
Всякое бытие, преодолевающее разрозненность пространства и времени, Лосский называет идеальным бытием, следуя традиции идущей от Платона. Именно отношения между элементами принадлежат к области идеального бытия. Их природа идеальна, но они не существуют без материальных элементов, членов этого отношения, которые относятся к реальному бытию. Идеальное выступает как внутренняя организованность реального мира. В данном случае организованность и органическое (целое) совпадают по своему значению. Оно поэтому по своей природе творческое и есть деятельная субстанция или субстанция-субъект одновременно. Субъект, в силу своей идеальности, есть существо сверхпространственное и сверхвременное. Субстанция-субъект мира творит из себя так же как творческая субстанция «я». Но Лосский отделяет «идеальное бытие как отношения» от идеального бытия как основы, субстанции мира. Бытие отношений законов он называет отвлеченно-идеальным. То единое, которое является субстанцией мира и организует целостность мира, он называет конкретно-идеальным бытием. Лосский считает это различие важным и отмечает: «Учения, ставящие субстанцию на одну доску с отношениями, не приемлемы потому, что при них становится непонятными отношения. Из приведенных выше соображений видно, что отношения предполагают существование некоторой основы, иной, чем они сами, и такая основа находится в субстанции, как бытии конкретно-идеальном»[21].
Отвлеченно-идеальное бытие – это фактически абстрактно-всеобщее, к нему относятся те абстрактные явления, которые не обладают материальностью и в то же время обладают общностью идеального характера: например, число, формула, законы отношений величин, всякого рода отвлеченные понятия.
Конкретно-идеальным бытием обладает человеческое «я». Будучи само сверхвременным и сверхпространственным, оно, вместе с тем, всегда является носителем реальных временных и пространственных процессов, являясь причиной, порождающей эти процессы. Например, внутреннее «я» человека является носителем своего тела, чувств и желаний. Материальные элементы имеют своей причиной отвлеченно-идеальное бытие, то есть отношения, закон. Целостной творческой силой единения обладает дух. Он же является конкретно-идеальным бытием.
До сих пор речь шла о мире и его идеально-реальном бытие, но «выше мира есть еще сверхмировое начало»[22]. Лосский приходит к сверхмировому началу, а первоначало называет Абсолютным. Он подчеркивает, что сложность заключается не в том, чтобы объяснить, что оно есть, а в том, чтобы объяснить его существование, ответить на вопросы: как оно существует, зачем оно существует, почему оно существует.