Размер шрифта
-
+

Николай Онуфриевич Лосский: философские искания - стр. 14

Идеальное бытие – то, что не имеет ни временного, ни пространственного характера. Идеальное бытие – объект интеллектуальной интуиции. Реальное бытие – то, что дано во времени и пространстве.

Реальное бытие получает упорядоченный систематический характер на основе идеального бытия. Реальное бытие – объект чувственной интуиции. Но, кроме идеального и реального бытия, существует металогическое бытие. Это бытие, выходящее за пределы законов тождества, противоречия и исключенного третьего – божественная сфера, бытие бога. Металогическое бытие – объект мистической интуиции. Металогическое – сверхрассудочное, это познание выше законов традиционной формальной логики.

Лосский также вводит понятие, существенное для понимания его философии, – понятие субстанционального деятеля. Им обозначаются индивидуальное человеческое «я» и идеальная сущность любого материального предмета. Они могут быть определены термином «субстанция», но точнее, считает Н. О. Лосский, назвать их субстанциональным деятелем, так как он обладает творческой природой, творит все события и процессы, все реальное бытие и, в том числе, акты познания.

Психические процессы – это события, принимающие формы времени, а не пространства. События, которые протекают в пространстве и времени, – область телесного. Таким образом, субстанциональный деятель – идеальная, сверхпространственная и сверхвременная сущность.

Субстанциональные деятели, наделенные творческой силой, порождая реальные процессы, одушевляют их в соответствии с абстрактными идеями. Конкретно: идеальные деятели служат носителями абстрактных идеальных форм и тождественны между собой – консубстанциальны. Абстрактная консубстанциальность определяет общий порядок системы всего космоса, конкретная консубстанциальность – только сотворенного мира.

Деятели способны творить многочисленные системы пространственно-временных отношений, которые в совокупной взаимосвязи составляют систему космоса.

Основополагающим произведением творчества Н. О. Лосского является «Мир как органическое целое» и содержит те главные положения, которые он развивает в последующих работах по интуитивизму, этике, эстетике и теологии. В работе, которая принесла известность русскому ученому, формулируется как первый принцип целостности. Целое для Лосского существует изначально: «Первоначально существует целое, и элементы способны существовать и возникать только в системе целого»[15]. Целое является основанием бесконечной множественности, условием познаваемости мира. И именно множественность обусловлена целым и существует во взаимоотношении своих единичностей.

Страница 14