Размер шрифта
-
+

Навстречу миру - стр. 36

Спрашивая «Что же ты будешь делать в бардо?», мой отец имел в виду бардо становления, – промежуточный период, сложный для тех, кто не развил уравновешенность ума в этой жизни. Но затруднительное положение моего брата показало, что определение «промежуточный» также относится и к беспокойному уму этой жизни. Мой брат находился между спокойной, сельской жизнью и шумным городом, между чем-то привычным старым и чем-то незнакомым новым, между прошлым и будущим.

Вопрос отца, адресованный каждому из нас, таков: «Что вы будете делать, услышав пугающие звуки? Или оказавшись в переполненном, дурно пахнущем поезде? Или в центре террористической атаки, или на войне, или… или… в любой из множества нежелательных ситуаций: услышав неприятный диагноз, оказавшись невесть где, со спущенным колесом, с ощущением, что вас презирают или отвергают? Что вы будете делать, когда в вашу жизнь вторгаются неблагоприятные обстоятельства? Сохраните ли вы устойчивый ум, который сможет принять то, чего вы не хотите, и на самом деле принести пользу себе и другим? Или вы утратите контроль, и вас поглотит страх или гнев? Как мы реагируем, когда не получаем желаемого или когда не желаем того, что получаем? Сейчас я нахожусь в бардо становления, между смертью старого „я“ и рождением нового. Становление и снова становление, всегда в бардо неизвестного, неопределенного, переходного».

Для большинства тибетцев бардо означает стадии между физическим рождением и перерождением. Но многие учителя, включая моего отца и Селдже Ринпоче, говорили о бардо как о внутреннем путешествии ума, и сейчас я понимаю это таким же образом. В традиционной версии бардо становления мы входим в промежуточную стадию между физической смертью этого тела и перерождением в новой форме. Ум покидает дом, в котором находился всю жизнь, и его существование продолжается. Но нам не нужно ждать физической смерти, чтобы понять бардо становления. Большинство из нас часто испытывали такое: в один момент мы спокойны и разумны, а потом вдруг расклеиваемся, и почва уходит из-под наших ног. Мы оказываемся между одним состоянием ума и другим. В крайних случаях мы обнаруживаем себя в совершенно незнакомых и пугающих ментальных ландшафтах. Такое часто возникает в результате травмирующих событий, которые вызывают у нас потрясение. Но и повседневные проявления печали и утраты бывают столь мучительными и неожиданными, что разрушают наши привычные представления о том, кто мы есть. Точно такое же переживание может случиться и когда мы входим в похожий на ады вокзал, впервые один на один с целым миром. Оно сбивает нас с ног, и нам кажется, что мы падаем или тонем, идем ко дну. Мы отчаянно пытаемся обрести почву под ногами, почувствовать себя в безопасности, ощутить поддержку – пусть даже безопасность для нас – это маленький островок ума, привыкшего к ложному восприятию.

Страница 36