Научная философия как она есть - стр. 30
Вот как об этом пишет для одного из учебников по философии доктор философских наук, профессор В.П. Яковлев:
«Неправедной власти нужна не истина, ей нужен миф. В мифе нуждается и «агрессивное большинство», холопствующее перед такой властью, ждущее подачки со стола диктаторов. Не случайно философия появилась там, где родилась демократия…»
Нам важно здесь понять, что политика весьма сильно влияет на развитие (или не развитие, и даже деградацию) философской мысли и философской науки в конкретной стране. Философия же в свою очередь влияет не только на общественную мысль, но и на развитие всей науки.
Мы снова приходим к выводу, что наиболее благоприятная среда для развития философии – это демократическое нерелигиозное общество с идеологией равенства всех перед законом. Однако и демократия не гарантирует неприкосновенности философу. Истина всегда рождалась в спорах, в баталиях и требовала, чтобы за неё самоотверженно боролись. Ибо основной враг философии – это всё-таки не церковь и не политика, а невежество. И, прежде всего, невежество в рядах самих философов.
Итак, мы выяснили, что, если философией начинает руководить церковь, – философия умирает, если философией начинает руководить политика, – философия умирает. Возрождается философия только в условиях свободы.
Надо понимать, что религиозные и политические причины влияют и на всю культуру общества. Это происходит всегда, с самых древних времён и по сей день. Вот лишь один пример из античных времён. Когда Рим ощутил мощную культурную экспансию завоёванных им греков, то римляне испугались, что иноземные философские учения могут подорвать нравственные и религиозные основы римского общества. Тогда в Риме сожгли все книги философского содержания, затем изгнали из города эпикурейцев и некоторых других философов (эпикурейцев за то, что развращали народ учением о наслаждении). В 161 году до н. э. специальный указ Сената запретил иностранным философам находиться в Риме. Чуть позднее, в 155 году до н. э., сенатор Катон вновь требовал изгнать греческих философов, которые опять проникли в город в качестве послов.
Так что борьба с неугодной философией – это традиционное занятие политики и религии.
3. Имиджевая причина
Не секрет, что все хотят быть, или хотя бы казаться умными людьми. А если философа традиционно все считают умным уже потому, что он философ, то естественно, что быть или считаться философом также желают многие. Но если не все могут получить диплом философа, то любой может хотя бы позаимствовать слово «философия» для своих целей. И как не воспользоваться таким красивым, умным словом, тем более, что сами философы (не все, но многие) открыто утверждают, что философия – это не наука, что философствовать может каждый человек. Ну а раз так, то зачем специально учиться и получать диплом, если можно и так философствовать. Тем более, что многие философы отождествляют философию с мировоззрением. Но ведь мировоззрение есть у каждого человека, значит, каждый человек – философ. С такой логикой трудно спорить, если считать, что философия – это не наука, а мировоззрение.