Научная философия как она есть - стр. 22
Некоторые указывают на различие целей. Итак, аргумент «Цели»:
«Философия занимается самопознанием, в то время как наука – поиском точных знаний об окружающем мире».
Здесь опять происходит совершенное непонимание сути философии. Философия занимается поиском истины. Во всём, куда бы она не направила свой взгляд. Во всяком случае, научная философия. Выше был приведён пример с Кантом, который занимался вращением Земли, то есть философ занимался астрономией. Что же касается самопознания, то это не цель философии, а всего лишь естественный результат познания мира в целом и человека в частности. К тому же невозможно заниматься самопознанием, если нет точных знаний как об окружающем мире, так и о человеке, то есть – себе самом. Тем более, что подавляющее большинство философов как раз утверждают обратное, то есть то, что философия занимается предельными истинами об окружающем мире. В любом случае, приведённый аргумент является ложным.
Следующий аргумент назовём «Проверка истинности». Звучит он так:
«Философские теории можно доказать только теоретическим путем, в то время как научные теории – ещё и эмпирическим. Основа науки – эксперимент. Он подтверждает объективность фактов. В философии эксперимент невозможен в силу предельной обобщенности ее предмета исследования. Изучая наиболее общие законы существования мира, философ не может выделить некий конкретный объект для эксперимента, поэтому философское учение не всегда может быть воспроизведено на практике».
Опять же в этом аргументе проглядывает недостаточное знание как науки, так и философии. С одной стороны, есть науки в которых провести эксперимент тоже весьма затруднительно. Например, астрофизика с её многочисленными теориями и гипотезами о сути и форме вселенной. Эксперимент тут практически невозможен. Но ведь никто не будет отрицать, что астрофизика – это наука. Или, например, высшая математика, где многие решения могут быть только теоретическими. Не во всякой науке и не всегда возможен эксперимент. Есть наука история, где и вовсе нет экспериментов. Разве что гипотетические в сослагательном наклонении. К тому же нередко вполне достаточно теоретических данных и логики, чтобы доказать объективность без эксперимента.
С другой стороны, в философии эксперимент вполне возможен и нередко даже необходим, потому что если бы философы чаще подвергали свои умозаключения экспериментам и проверкам на объективность, то меньше было бы подобных глупых высказываний о философии. Те, кто изучал историю философии, без труда могут привести несколько примеров практического эксперимента в философии, повлиявшего на философскую мысль. Для тех же, кто всё ещё считает, что в философии практический эксперимент невозможен, приведу всего лишь один пример из многих: известную притчу о Диогене и Платоне.