Научная философия как она есть - стр. 1
Аркадий Арк
Научная философия как она есть
(Философия для молодых)
Оглавление:
Вступление. Клятва. Девиз
Общий раздел. Предфилософия, философия и наука, дискредитация и проблемы философии:
Глава 1. Предфилософия
Глава 2. Мудрость и философия
Глава 3. Отношение философии ко лжи и истине
Глава 4. С чего начинается философия
Глава 5. Философия и наука
Глава 6. Дискредитация философии как науки
Глава 7. Понимание проблем современной философии
Главный раздел:
Суть, смысл, задача, цель и определение философии
Глава 8. Суть философии
Глава 9. Смысл философии
Глава 10. Главная задача философии
Глава 11. Цель философии
Глава 12. Определение философии
Научная философия – филоистика:
Глава 13. Филоистика
Глава 14. Филоистика и философия
Глава 15. Филоистика и логика
О философии и мировоззрении:
Глава 16. Филоистика, философия и мировоззрение
Глава 17. Ещё раз о мировоззрении и философии
Глава 18. Типизация мировоззрений. Проблема систематики
Глава 19. Типизация мировоззрений. Обыденное мировоззрение
Глава 20. Типизация мировоззрений. Мифологическое мировоззрение
Глава 21. Типизация мировоззрений. Религиозное мировоззрение
Глава 22. Типизация мировоззрений. Философское мировоззрение
Глава 23. Типизация мировоззрений. Научное мировоззрение
Глава 24. Типизация мировоззрений. Систематика
Научная философия как она есть
(Философия для молодых)
«Нужно свести философию с неба на землю».
(Цицерон)
Вступление
Для постижения хоть каких-то философских истин, молодому философу сегодня придётся изрядно потрудиться уже только потому, что сначала он должен разгрести супермегалитическую свалку заблуждений, суеверий, невежества и лжи, которые царят вокруг истинной, то есть научной философии. Так сказать, отделить зёрна от плевел. Если он этого не сделает, то сам потонет в океане невежественных суеверий и заблуждений.
Первое и единственное, что можно пожелать ему на этом тернистом пути, без которого он вряд ли выберется на берег истинной философии, это – ничего не принимать на веру, ни одного постулата, ни одного слова. Особенно если встречается имя, перед которым трепещут учёные профессора от философии. Авторитеты опасны тем, что их заблуждения многие склонны принимать на веру как уже доказанную истину лишь потому, что это сказано авторитетом. А заблуждения авторитетов растаскивают на цитаты и поднимают на своё знамя те, кому эти заблуждения выгодны.
Увы, основная проблема философии заключается уже в самом отношении к ней. Одни профессора от философии путают философию с теософией и метафизикой, другие – с мировоззрением, третьи – с любым теоретическим построением на темы мирозданья. Отсюда и возникает нелепейший вопрос: является ли философия наукой?
Вторая значительная проблема философии состоит в терминологии, так сказать, в языке философии. В погоне за «умными» словами «философы» напридумывали столько глупости, что и сами с трудом в ней разбираются. Нередко встречается такой феномен, когда философы один и тот же предмет называют разными словами и не могут понять друг друга. Бывает и наоборот, когда разные предметы называют одним и тем же словом и удивляются, что концы с концами у них никак не сходятся. Нередко в современной философии встречаются ситуации ещё смешнее, когда «философы» строят целые «научные» теории и всерьёз рассуждают над явлениями, которых не существует в действительности, разве что в сказках, поэзии и фантастике. И наоборот, начисто отвергают то, что давно уже доказано наукой и является банальностью для любого образованного человека. Вообще, читая статьи многих современных философов, удивляешься, как далеки они не только от современной науки, но и от общего образования. Создаётся впечатление, что читаешь опус какого-то средневекового теософа.
Стремясь быть оригинальными, многие «философы» запутывают сами себя в своей оригинальности, придумывая всё новые и новые заумные термины, девяносто процентов которых просто излишни. Они не помогают, а только мешают самим же авторам разобраться в поставленных вопросах. Из-за проблемы терминологии остро встают и многие другие проблемы философии. Например, проблема самопонимания и взаимопонимания, а также – проблема научности. Именно поэтому многие философы сегодня посвящают целые научные труды проблеме языка философии и проблемам понимания этого языка. Не зря Артур Шопенгауэр утверждал, что «материал, из которого должна быть создана философия, это – понятия». Нужно ли дополнительно говорить о том, что понятия эти должны быть истинными, то есть соответствовать тем вещам и явлениям, которые они характеризуют, и должны быть понятны и приняты всеми, а не только теми, кто их придумал.