Настольный календарь знахаря. Практическое руководство на каждый день - стр. 43
Чтобы заговорить грыжу ребенку, над ним едят хлеб с солью и приговаривают:
• Если в этот день метель – всю неделю мести будет, солнце – весна в этом году будет ранняя.
• Если пчелы в омшанике жужжат еле слышно, значит, они переносят зиму легко; беспокойное гудение говорит о том, что пчелы вымирают.
• Узоры поднимаются вверх по стеклу – к морозам; если же морозные узоры вбок идут – к оттепели.
Именины празднуют: Юрий, Агафон, Ананий, Анастасий (Анастас), Гавриил (Гаврила), Георгий, Иван, Иосиф, Леонтий, Макар, Петр, Тимофей.
Имена: Юрий – русская форма греческого имени Георгий, которое можно перевести как «земледелец». Юрий – жизнерадостный и общительный человек, из-за чего многие не воспринимают его всерьез. На самом деле Юрий может быть очень твердым и настойчивым, когда дело касается его интересов. Мужчины с таким именем обладают хорошим чувством юмора, правда, часто вместо невинных шуток они позволяют себе отпускать в адрес окружающих язвительные замечания. Мужчине, носящему имя Юрий, можно посоветовать почаще думать о чувствах других людей и стараться ставить себя на их место.
5 февраля
Собор новомучеников и исповедников российских. Священномученика Климента, епископа Анкирского, и мученика Агафангела (около 312). Святителя Павлина Милостивого, епископа Ноланского (431). Преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского (1565).
Народное название: Павлин Милостивый, Агафий-полухлебник, Агафий, день Агафия, Геннадий.
Приметы и обычаи: в этот день было принято проверять, сколько в закромах осталось хлеба. Отсюда и одно из названий этого дня – Агафий-полухлебник. С особым почтением на Павлина относились к нищим и странникам: приглашали их в дом, встречали хлебом-солью, щедро угощали. Считалось, что 5 февраля по земле ходят святые и ангелы, которые могут принять облик усталого путника. На Руси издревле верили, что молитвы людей, обделенных долей (счастьем и удачей), быстрее доходят до Бога. Господь особенно благосклонно относится к нищим и сиротам, словно компенсируя своей милостью их земные страдания. Отсюда и возникло представление о нищенстве как о подвиге во славу Божью. Обидеть нищего, отказать ему в подаянии считалось великим грехом. Нищих странников часто сравнивали с птицами – созданиями Божьими, которые тоже не сеют, не пашут, не жнут, но кормятся милостью Отца Небесного. Неудивительно, что вследствие подобного отношения нищенство на Руси постепенно становилось профессией.