Наше время. Зачем мы рождаемся - стр. 24
Непотушенные костры, загаженные после пикников поляны, громкая музыка за полночь, бытовая грязь и хамство всюду прикрыты жлобской фразой «я так хочу» или «какое ваше дело?». Демократические свободы в их худшем виде.
Кажется, что нет таких частных дел, которые бы не имели общественного резонанса. Вот некто, к примеру, толстый. Диетологи ругаются, друзья смеются, сам человек собой недоволен, но на людях держит марку. Он всем говорит: мол, какое вам дело? И – «мне так комфортно», и – «за собой смотрите», и прочее. Действительно, телесная полнота есть личная и только этого человека проблема. Ну разве что еще проблема его жены и его портного. Ведь правда? Да, правда. Но только до тех пор, пока этот полный человек не оказался с другими пассажирами в одной маршрутке. Как только они стали соседями по автобусу или троллейбусу, его полнота стала не только его капризом, но и проблемой других людей. Здесь можно поспорить. В качестве аргумента – следующий яркий эпизод.
Одному человеку случилось лететь не так давно в самолете по соседству с дамой, которой и трех сидений было бы мало – не то что одного. А летел человек в Хабаровск, через восемь или больше часовых поясов. Серьезное испытание на любовь к ближнему! Ничего против этой дамы человек не имел и не имеет. Однако если бы она в ответ на упрек в полноте сказала: «Какое ваше дело?», ее невезучему соседу было бы что сказать.
Или еще пример. У человека плохой почерк. Ну кому какое дело? Он же не каллиграф и не герцог, ставящий исторические подписи на гербовых бумагах! Да, не герцог. Но вот он пишет записку в храме с просьбой помолиться о живых и усопших. Он-то пишет, но священник ни слова не разберет. Совершенно непонятно, кого поминать. Любой священник вам расскажет, как часто приходится работать дешифровщиком над именами, записанными с той же тщательностью, с которой курица «пишет» лапой по песку. Разве это личное дело? Ведь сродники молитвы лишиться могут. И разве твоя (моя) неаккуратность не выходит за рамки личного на уровень общего раз за разом, день за днем и год за годом?
Ничего конкретного в условиях зашкаливающей свободы предложить невозможно. Только одно – подумать о том, где стоит проложить границу собственному своеволию.
Непотушенные костры, загаженные после пикников поляны, громкая музыка за полночь, бытовая грязь и хамство всюду прикрыты жлобской фразой «я так хочу» или «какое ваше дело?». Демократические свободы в их худшем виде. Найдутся ведь и концептуальные мыслители-адвокаты, рассуждающие о кошмаре «совка» и радостях либеральной свободы. Но всем пассажирам есть дело, едет их попутчик в трамвае с портфелем бумаг или с ведром краски. И пассажиры вправе не наслаждаться внешним видом своего попутчика, если этот вид выходит далеко за рамки здравого смысла. А не заметить таких странных попутчиков, простите, невозможно. Куда глаза деть от голых тел на летних улицах, от галерей наколок и пирсингов и прочей адской эстетики?