Размер шрифта
-
+

Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания - стр. 21

Большинство потешек, пестушек создавалось народом в процессе труда и быта на природе, поэтому в их содержании отражены разнообразные природные явления. В незатейливой, образно представленной словесной форме, положительно воздействующей на эмоции, ребенок узнавал животных, их крики, особенности поведения, познавал окружающую его природу. Именно эта содержательная первооснова фольклорного материала ценна для экологического воспитания младших дошкольников.

Собирая детей на прогулку, замечая то или другое природное явление, воспитатель приговаривает потешку:

Солнышко – ведрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей —
Телят, да ягнят,
Еще маленьких ребят!
Дождик-дождик,
Полно лить,
Малых детушек Мочить!
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет: «Ку-ка-ре-ку!»
Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась,
Зайка – за капустку,
Мышка – за корку,
Детки – за молоко.

Важная особенность фольклорного материала – ритмичность, насыщенность движением, игрой слов – позволяет широко использовать его на экологических занятиях с младшими дошкольниками при ознакомлении с домашними животными, рассматривании картин с их изображением. Дети охотно подражают крикам и движениям животных, изображают их, играя вместе с воспитателем.

В работе с малышами воспитатели ориентировались на уровень их развития, стараясь преподнести фольклорные произведения доступно. При этом в комплексе использовались словесные, наглядные, игровые приемы. Так, в первой младшей группе удачно прошло занятие «Корова с теленком». Воспитатель умело справилась с ролью пастушка, дети играли под ее руководством, изображая коров, много говорили, были эмоциональны. Воспитатель смогла донести до детей смысловое содержание благодаря эмоциональной окраске речи, изменению тембра голоса, костюму. На занятии было установлено речевое взаимодействие с каждым ребенком, на основе которого идет развитие коммуникативной речи, восприятия и наглядно-образного мышления.

В другой группе к малышам приходила в гости «бабушка» – воспитатель. Надев на себя русский народный костюм бабушки, она знакомила их с кошкой, петушком. Дети сначала не узнали в «бабушке» воспитателя – уж очень необычен был ее наряд (сарафан, кокошник). Но потом малыши оживились, включились в игру. Мы сделали вывод: к самым маленьким детям следует надевать лишь элементы костюма, либо приходить к ним в фольклорной одежде накануне занятия, чтобы они привыкли.

В младшей группе аналогичным образом было проведено занятие «Знакомство с козой и козлятами». Воспитатель взяла на себя роль козы: оделась в сарафан, на голове – шапочка козы. Дети с радостью общались с «козой», были активны, отвечали на вопросы, с удовольствием играли, а в конце занятия пили молоко, которое им принесла козочка. Потешка про козу вызвала у ребят желание двигаться.

Страница 21