Начала веры - стр. 6
Все члены человеческого тела, как и всех одушевленных тварей, насажденные по разуму и хотению всеблагого, премудрого, пречистого Художника Господа Бога, – благопо требны и святы, чисты, неблазненны, необходи мы к бытию и благобытию людей и животных, а также к украшению и великоле пию их. Вся… добра зело… (Быт. 1, 31), что сотворил Господь.
Вот перед глазами картина с нагими самыми красивыми женщинами в самых искусительных позах. Плоть страстная волнуется раздражается сладострастием, разжигается похотью. А духовное мудрование говорит: чего ты, глупая, волнуешься? Успокойся: славь Творца при виде этой чудной красоты, этой дивной пластики человеческого тела, ведь тут проявились премудрость, благость, красота, величие Художника-Творца, Который создал такое тело свято, чисто, благопотребно, неблазненно, нетленно, не для блазненности, а для чистого, праведного, честного, святого употребления и для прославления Творца.
Ведь тело женщины – модель художника, для тебя, человек, приготовленная, чтобы по этому художественному, премудрому, прекрасному образцу образовать тебя, блазнящегося своим же в существе телом; ибо в таком теле, как в мастерской художника, выльется или исткется твое же тело, мужчины или женщины. Когда я это сказал сам в себе, – всякая похоть пропала. Я стал покоен и уже нисколько не соблазнялся нагим телом женщины, а славил Господа, все премудро создавшего.
Какая тесная связь человека, его физической природы, со всей видимой природой!
Зимой предчувствуются в теле оттепели или морозы, снега и бури, ясные дни и непогода. Перед бурями, снегами болят зубы или головы или в боку чувствуется по временам боль; а весной, летом и осенью – перед ветрами и дождями, особенно северные ветры дают себя чувствовать тяжело. А в погоду тихую, ясную, ведреную чувствуется хорошо, легко, бодро. Через природу Господь и наказует, и милует нас.
Глава 2
ЧЕЛОВЕК ПАДШИЙ
I. Исторический факт падения человека
Человек, сотворенный по образу и по подобию Божию, с бессмертной, разумной и свободной душой, и возвеличенный безмерно над всеми неразумными тварями, вместе с тем предназначенный к вечному блаженству, за соблюдение заповеди Божией и подчинение своей несовершенной, ограниченной воли – бесконечно совершенной, премудрой и небесной воле Божией, – по невниманию, самолюбию и неблагодарности пал в грех непослушания, гордости, своеволия, прельстившись запрещенным плодом. С того времени человечество впало в плен первого богоотступника – диавола, который отклонил мысли и сердца людей от Единого Виновника бытия и всех благ – от Бога, обратил помышления и сердца к земным тленным благам, от Бога же созданным в пользу и наслаждение человека, и всеял в сердца их лукавство, неверие, неблагодарность, злобу, зависть, стремление к земному и тленному. Душа человеческая духовна и проста. Она не может работать двум гос подам: Богу и миру, нетлению и тлению, добру и злу; если любит мир, то враждует на Бога: