Начала веры - стр. 8
Все намерения супостата клонятся к тому, чтобы растлить естество человеческое различными похотями и страстями, осквернить, удалить от Бога – Источника жизни, умертвить и сделать вечной добычей ада, как и сам сделался его первым всельником. Так, заметьте, враг растлил человечество еще вначале, перед потопом, всяким блудом, всякими грехами, и Бог навел потоп на землю, чтобы избавить будущее потомство от большего разлияния блуда и всякого греха. Так и ныне диавол растлевает людей преимущест венно блудом всяческим.
Святые Божии человеки, отвергшись мира и всякого пристрастия, через то поругались миру и миродержцу диаволу, царствующему в сердцах людей, преданных плоти многострастной и миру прелюбодейному и грешному; ибо люди совратились с пути, ведущего к Царствию вечному, – через страсти. Аще кто восхощет друг быти миру, враг Божий бывает (Иак. 4, 4), – говорит апостол. Во время самой молитвы нашей часто враг низлагает людей помыслами и пожеланиями денег, сластей или почестей мира сего, разбивает молитву и ругается над человеком и Богом.
Диавол старается непрестанно хулить в наших помыслах и в грешных вожделениях все дела Божии, всю жизнь нашу из вратить, ниспровергнуть, поставить, так сказать, вверх дном, и все спасительные намерения Божии касательно нас не допустить до исполнения, и вообще всю жизнь нашу растлить, уничижить и сделать бездельною, скверною, достойною не Творца Бога, а диавола. Какое старание человек должен прилагать о себе и о заповедях Божиих на всякий день и час, чтобы низлагать ухищрения змия-человекоубийцы, чтобы усердно творить волю Божию и достигать своего великого назначения – соединения с Богом через правду и святыню и вечного блаженства! Потому тесен путь, вводящий в живот и мало тех, кто обретает его; и напротив, пространен путь и широки врата, вводящие в пагубу (см.: Mф. 7, 13–14). И кто о том из разумных и смысленных не восплачет и не окает жизнь свою? Сколько на земле неправды, жестокосердия, немилосердия, корыстолюбия, гордости, честолюбия, роскоши, тщеславия, презорства, несочувствия к горю, нужде, болезни, несчастию; сколько лукавства, подыскивания под ближнего, чтобы его стереть, уничтожить и стать самим на его место; сколько невоздержания, пьянства, измены семейной, блуда, лихоимства, лукавства, безверия, маловерия, ропота, отчаяния, крайней нищеты и бедности, самоубийств, убийства, хищения, татьбы, междоусобий и всякого греха! Земная жизнь иногда представляется адом. Вот что сделал и делает грех; как пакостят в мире диавол и повинующиеся ему! Царствие Божие силою берется, и усильные искатели только приобретают его (см.: Мф. 11, 12). Ищите же этих усильных искателей! Как их мало, мало!