На рубеже веков - стр. 9
Слово пророка заканчивается благословением колен Израиля.
Далее Моисей восходит на гору Нево, еще раз осматривает территорию Ханаана, которую предстоит завоевать, и уходит в вечность.
«Когда он отправился туда, где ему было положено умереть, – писал Иосиф Флавий, – то вся толпа народная с плачем последовала за ним. Тогда Моисей знаком руки остановил стоявших подальше, прося их не следовать за ним, а тех, кто стояли ближе к нему, уговаривал не увеличивать своим присутствием тягости разлуки. Не смея перечить ему в этом его желании один на один встретить смерть, они со слезами на глазах остановились и не последовали за ним дальше. Лишь старейшины, первосвященник Элазар и военачальник Иисус (Навин – Л.Г.) еще сопровождали его. Когда же Моисей достиг вершины горы Аварим (Нево), то отпустил и старейшин. Затем он обнял Элазара и Иисуса и пока еще говорил с ними, его вдруг окружила туча, и он скрылся в каком-то ущелье. Впрочем, в священных книгах он сам упомянул о своей смерти из опасения, как бы люди не вздумали утверждать, будто бы он вследствие особенной к нему любви со стороны Господа Бога, был взят прямо на небо», – добавим, как это в давние времена случилось с допотопным патриархом Енохом, а впоследствии, несколько веков спустя, – с пророком Илией.
II. Завоевание Обетованной земли
Завоеванию Ханаана израильтянами посвящена Книга Иисуса Навина (Иеошуа бин Нуна в еврейской традиции), шестая книга Библии, хронологически следующая за Пятикнижием Моисея. Ее открывает рассказ о разведчиках, посланных в город Иерихон, чтобы на месте разузнать обстановку в регионе. Перед нами настоящие профессионалы, а не «уважаемые люди», сорок лет назад полностью провалившие свою миссию. Теперь от них требуются не общие слова поддержки замыслов вождя, а конкретная информация, в том числе, и оперативная.
Разведчики вышли из базового лагеря израильских войск в Ситиме за Иорданом, дошли до города и остановились в доме блудницы Рахав. Это был точный выбор. Наверняка здесь толпилось много народу, а в толпе легче затеряться среди пришлых людей. Без сомнения, в доме велись разные разговоры, – подслушивая и участвуя в них нетрудно раздобыть необходимые сведения. Но самое главное, жилище Рахав находилось в городской стене, а значит, из ее окна можно было сразу выбраться за пределы города, миную охрану.
Несмотря на все предосторожности, властям все же стало известно, что в городе появились вражеские «соглядатаи»: в ожидании наступления израильтян горожане были настороже. Стражники явились в дом Рахав, но женщина направила их по ложному следу. Разведчиков же она спрятала на крыше своего жилища, а потом помогла укрыться в горах близь города. Когда через три дня стража вернулась ни с чем, израильтяне вышли из укрытия, переправились через Иордан и вскоре предстали с докладом перед Иисусом Навином. В благодарность за помощь Рахав и вся ее семья были спасены от смертельной опасности во время штурма города.