Размер шрифта
-
+

На рубеже веков - стр. 8


Перед походом в Ханаан и переходом через Иордан Моисей и Элазар провели еще одну перепись израильтян от двадцатилетнего возраста, поступающих в войско. Необходимость проведения этой акции обусловлена тем, что завоеванные территории должны быть разделены по числу имен: чем больше колено, тем обширнее надел, который оно должно получить. Колено Левия было пересчитано отдельно, поскольку из-за своей малочисленности вряд ли могло претендовать на собственный надел, что, впрочем, не умоляло их прерогатив. Перепись показала, что ни одного человека из исчисленных в Синайской пустыне, кроме Моисея, Калева и Иисуса Навина, среди израильтян больше не оставалось.

В преддверии похода на Ханаан израильтяне из колен Рувима и Гада, а также полуколена Манасии попросили у Моисея предоставить им земли в Заиорданье. Сперва вождь осерчал, даже вспомнил «предательство» разведчиков, но, получив заверения в непременном участие воинов этих колен в предстоящем походе, согласился.

Впрочем, граница Земли Израиля, зафиксированная в Книге Чисел (гл.34), начиналась от пустыни Син на юго-востоке, шла на рубеже с Эдомом до восточного берега Мертвого моря, проходила на юго-западе от Кадес Барни к потоку Мицраим (вади Аль-Ариша), на западе шла по берегу Великого (Средиземного) моря, на севере доходила до Хамата и реки Оронт (около 200 км южнее Багдада), далее сворачивала к югу, шла к восточному берегу озера Кинерет и по Иордану до Мертвого моря. Интересно, что при этом Заиорданье оказывалось вне границ Земли Обетованной, но, несмотря на это, израильтяне завоевали и заселили восточные земли. Политическая целесообразность оказывается существеннее предварительных планов, даже если они продиктованы Свыше.

Моисею осталось довершить немногое: он официально назначает священника Элазара, сына Аарона, и Иисуса Навина руководителями похода на Ханаан, а также определяет начальников колен Израиля, претендовавших на свою долю земли в Ханаане, причем первым, конечно, назван Калев сын Иефонии из колена Иеуды (Числ.34;16–29).

Не забыл Моисей и о левитах, которым определено местожительство в городах и угодья за пределами города. Названы также города-убежища, где могут укрыться от возмездия люди, совершившие неумышленное убийство.

Наконец все приготовления были завершены.

* * *

На сороковом году странствий, в первый день одиннадцатого месяца, Моисей обратился с последним напутственным словом к Израилю.

Обращение Моисея к народу – текст весьма значительный как по объему, так и по смыслу. Теперь он говорит от первого лица. Пророк вспоминает события прошедших сорока лет в пустыне, иногда перетолковывая их смысл в соответствии с нынешним историческим моментом. Он напоминает израильтянам о заповедях, которые они получили на горе Синай, и важнейших установлениях, о которых речь шла в предыдущих книгах Пятикнижия. Впрочем, о некоторых вещах, может быть, особенно важных для него, Моисей говорит впервые. Он рассказывает и том, что Израилю еще предстоит совершить после переправы через реку Иордан, в том числе и частных законодательных установлениях, порой кажущихся малозначительными деталями, но по существу, если вдуматься, очень важных и сохранивших свое значение на долгие века.

Страница 8