На грани реальности: осознанные сны как средство самоисцеления - стр. 29
Для того, чтобы прийти к своей Общей теории относительности, он медитировал, представляя себе луч света, освещающий вселенную. Затем он увидел, как наступил на этот луч в космосе, и записал все, что видел и испытывал.
Таким образом, он наблюдал вселенную с точки зрения световой волны, а не привычной позиции эго. После этого опыта измененного сознания Эйнштейн записал свои наблюдения и с некоторой помощью математиков пришел к математическим доказательствам, ставшим эмпирическим свидетельством его Общей теории относительности.
Но ничто не ново под Луной. И действительно, с незапамятных времен шаманы и мистики всех мастей с помощью «мыслительных экспериментов», подобных эйнштейновским, стремились определить природу реальности. Вот что рассказал шаман племени майя Мартин Претчел о том, как он учился призывать силы природы к себе в помощники и союзники: «Шаман должен сам стать природой, а не просто ее наблюдать… Секрет в том, чтобы оказаться по другую сторону восприятия того, что вы хотите призвать, стать им, понять, что он любит и не любит, о чем мечтает, к чему стремится…».
Как писал Генри Миллер: «В тот момент, когда мы полностью сосредоточили свое внимание на чем бы то ни было, даже на стебле травы, оно становится удивительным, прекрасным, отдельным миром в себе».
Как только мы начинаем что-либо анализировать, мы отделяем себя от этого, дистанцируемся и теряем возможность непосредственного знания, которое может открыться нам в опыте. Это абсурдно и грустно, потому что опыт и чувство – это путь к глубокому прозрению, исцелению и росту.
Наша западная культура ценит логическое мышление выше опыта, и мы учимся разделять и анализировать проблемы. Поэтому, когда мы сталкиваемся с чем-нибудь новым, мы скорее спросим себя, что было причиной этого, чем какие чувства оно вызывает. В сущности, мы пытаемся контролировать случившееся, когда описываем опыт в подробностях, – и чем больше говорим, тем больше нам кажется, что мы контролируем то, что произошло.
Малидома Соме, выросший в племени дагара в Западной Африке и написавший о своем детстве в книге, говорит о том, что коренные народы воспринимают опыт иначе:
Чем интенсивнее переживается опыт, тем скорее коренные народы оставят его без объяснений. Они не будут его обсуждать и делить словами на части. Само обсуждение уменьшает предмет обсуждения. Сельские жители понимают, что слова пытаются заменить собою опыт и свести на нет его значение. Поэтому, за исключением пословиц и поэтического способа передачи ярких опытов и идей, люди не рискуют в тумане слов потерять то, что они с таким трудом обрели.