Мысли и изречения древних с указанием источника - стр. 35
Нельзя просить у богов победы в кавалерийском сражении тем, кто не умеет ездить верхом.
«Киропедия», I, 6, 6 (82, с.26)
Предводитель должен отличаться от подчиненных не роскошным образом жизни, а трудолюбием и умением предвидеть события.
«Киропедия», I, 6, 8 (82, с.27)
Трудно прокормить одного бездеятельного человека, еще труднее прокормить целое семейство, но труднее всего содержать войско, проводящее время в праздности.
«Киропедия», I, 6, 17 (82, с.30)
Тот, кто намерен добиться победы (на войне), должен стать коварным, скрытным, хитрым, лукавым, вором и грабителем.
«Киропедия», I, 6, 27 (82, с.32)
Воины, предавшиеся грабежу, сами становятся добычей.
«Киропедия», VI, 2, 26 (82, с.88)
Если люди трусят, то чем больше их, тем более ужасному и паническому страху они поддаются.
«Киропедия», V, 2, 33 (82, с.114)
Кир (…) считал (…) совершенно нелепым, если полководец, желая дать какое-нибудь распоряжение, будет приказывать так, как это делают у себя дома некоторые из господ: «Пусть кто-нибудь сходит за водой» или «Пусть кто-нибудь нарубит дров». (…) При таких приказаниях все только смотрят друг на друга, но никто не берется выполнять распоряжение, все виновны, но никто не стыдится (…). Вот по этим-то причинам он и называл по имени всех, кому отдавал какое-либо приказание.
«Киропедия», V, 3, 50 (82, с.120–121)
Убеждение, что ими пренебрегают, делает хороших воинов малодушными, а дурных – более наглыми.
«Киропедия», V, 5, 41 (82, с.134)
Оружие (…) уравнивает слабых с сильными.
«Киропедия», VII, 5, 65 (82, с.)
Великое дело – завладеть властью, но еще более трудное – однажды захватив, сохранить ее за собой.
«Киропедия», VII, 5, 76 (82, с.178)
Счастье доставляет тем больше радости, чем больше потрудишься, прежде чем достигнешь его. Ведь труд – приправа к счастью.
«Киропедия», VII, 5, 80 (82, с.179)
Не так страшно не достичь счастья, как горько лишиться уже достигнутого.
«Киропедия», VII, 5, 82 (82, с.179)
У царя много очей и много ушей. А если кто думает, что у царя есть только одно избранное око, то он ошибается.
«Киропедия», VIII, 2, 11 (82, с.188)
Либаний
Либаний из Антиохии (314–393), глава ораторской школы в Антиохии. У него учились знаменитые христианские проповедники Василий Великий и Иоанн Златоуст, хотя сам Либаний был убежденный язычник и сочувствовал императору Юлиану Отступнику.
Молва определяет нравы.
«К Икарию», 28 (87, с.96)
Добродетель – выгодна.
«К императору Феодосию по поводу примирения», 50 (88, с.317)
Умел он (император Юлиан) делать зараз три дела, именно слушать, говорить и писать.