Размер шрифта
-
+

Мышление как инструмент. Десять стратегий для решения любой проблемы - стр. 18

Но после нескольких встреч, сложных бесед, раскрытия характеров, борьбы умов и знаменитых крупных планов мы видим, как в восприятии героини ее собеседник словно возвысился, стал буквально выше, обстоятельства поместили его в респектабельное высотное здание, вознесли до самых влиятельных людей и при этом поместили в стальную клетку, которая его не удержит. Это незримое путешествие символично, оно про изменения мышления героини, словно усиливает и сюжет, и напряжение и объясняет нам на интуитивно понятном языке, что наши первичные стереотипы, мрачные, глубинные предпосылки и темные страхи могут совершить путешествие, восхождение, вознесение к более высокому личному статусу, уважению к уму, доверию, надежде, личной симпатии, в которой неловко признаться, но о которой говорит нам символический язык кино.

Нарративный язык кино – это понятная модель построения увлекательного сюжета, который мы можем перенести в нашу жизнь. Путешествие – это инструмент осознания перемен в личности, в обстоятельствах, в мышлении. Быть готовым на своем пути встретить противника, конкурента, соперника, антагониста – задача любого творческого путешествия, любого героя.

Стратагема 5. Соперник. Антагонист. Конкурент

Стратегия данного этапа состоит в формировании образа антагониста в вашем мышлении. Для того чтобы творчески решать задачи, надо уметь видеть больше в конкретной ситуации. На этом этапе стратагема помогает нам обозначить противников, соперников, конкурентов, тех, кто противодействует нашим интересам, нашим целям.


Цель стратагемы

Понять, кто и что нам мешает достигать желаемого. Изучить антагонистов как среди окружающих людей, так и среди процессов, условий и обстоятельств. В маркетинге это зачастую конкурентный анализ предложений на рынке, в дизайне – исследование аналогов, которые другим способом решают ту же задачу, в культуре – размышление о противостоянии традиционных и прогрессивных взглядов, его причинах и последствиях.


Что делать?

Опишите свой проект, как если бы он работал как антагонист самому себе. Переведите все функции в обратные значения. Все, что движется, пусть будет статичным; все, что потребляет ресурсы, пусть, наоборот, их приносит. Изучите получившуюся модель, оцените возможные позитивные последствия такой перемены условий проекта.

Изобразите ваш проект, задачу, проблему в виде схемы. Укажите взаимосвязи элементов, влияния и зависимости между собой отдельных блоков. Буквально разорвите получившуюся схему на несколько кусков и случайным образом попытайтесь соединить фрагменты, не думая о рациональной логике такого объединения. Возможно, такой радикальный подход натолкнет на мысль, которая, как противник, надоедливо будет вас раздражать, провоцировать и дожидаться, пока вы не попробуете то, что вам сейчас кажется полностью неуместным и ошибочным, антагонистом любому здравому смыслу. Ваш личный антагонист – уверенность, что вы всё уже попробовали. Изучайте все неочевидные, скрытые влияния на проблемную ситуацию. Важно даже негативные обстоятельства, которые вам мешают и нарушают привычные процессы работы, представить не как антагониста, не как повод отложить в сторону инструменты и идеи и ждать изменений, а как новый стимул пересмотреть не внешние факторы и обстоятельства, а вашу практику работы, сделать недостаток, проблему, противоречие вашим стимулом, возможностью.

Страница 18