Размер шрифта
-
+
Мы и наши малыши - стр. 55
своих детей, но многого ждут от них самих. В промышленно-городских обществах, по мнению Ле Вина, родителям нужно от детей не очень много, потому что экономическая система устроена так, что дети играют второстепенную роль, но при этом они многого хотят для своего потомства[135]. Так же как сложенные определенным образом кости домино, которые после толчка начинают рассыпаться в двух разных направлениях, эти две системы распадаются на два отличающихся друг от друга стиля воспитания. В аграрных обществах дети обходятся не очень дорого, потому что им почти ничего не могут дать, однако родители сталкиваются с высокой детской смертностью, связанной с низким уровнем экономической базы, в сравнении с развитыми обществами. Для представителей этих культур воспитание на ранних этапах развития – это вопрос борьбы с рисками, так как здесь смертность среди детей в первые годы жизни составляет 50 %. Поэтому родители уделяют главное внимание защите малышей, для чего носят их все время с собой и кормят по первому требованию. В то же время их мало беспокоят индивидуальные успехи ребенка в будущем. После того как ребенок по возрасту покидает опасную зону детской смертности, на него возлагается обязанность вносить свой вклад в жизнеобеспечение семьи. В промышленно-городском обществе, где уровень медицинского обслуживания и санитарные условия обеспечивают младенцам реальную возможность выживания, цели воспитания ориентированы на будущее ребенка, поэтому значительную часть своих сил и времени родители вкладывают в то, каким он станет. Главная проблема заключается не столько в выживании, сколько в ментальной и социальной стимуляции, которая, по мнению родителей, обеспечивает будущие успехи ребенка или их отсутствие при его вступлении во взрослую жизнь.
Во многих отношениях подробные описания стилей воспитания отражают эти две общие тенденции. Так, во время исследования матерей народности майя, живущих на острове Юкатан, ученые выяснили, что они держат детей в гамаках в темных укромных углах дома. Там нет ни игрушек, ни специальных принадлежностей для малышей[136]. Матери майя считают, что несут ответственность не за развитие или формирование личности ребенка или его умственных способностей, а за то, чтобы он находился в безопасности, испытывая чувство покоя и комфорта. Информация о том, что американские матери оставляют своих детей спать в одиночестве в отдельной комнате, вызывает у них шок[137]
Конец ознакомительного фрагмента.
Страница 55
Продолжить чтение