Размер шрифта
-
+

Мы и наши малыши

1

Clutton-Brock, 1991.

2

LeVine, Dixon et al., 1994.

3

Martin, 1990.

4

Martin, 1990.

5

Dienske, 1986.

6

Martin, 1990.

7

Martin, 1990.

8

Whittenberger, 1981.

9

Tague and Lovejoy, 1986; Trevathan, 1987. Ученые называют такую форму таза «плоской».

10

Berge et al., 1984; Tague and Lovejoy, 1986; Lovejoy, 1988.

11

Rodman and McHenry, 1980; Isbell and Young, 1996.

12

Leutenegger, 1972.

13

Berge et al., 1984.

14

Tague and Lovejoy, 1986.

15

В научном сообществе сейчас идут споры о том, как протекали роды у австралопитеков. Лейтнеггер утверждает, что процесс протекал легко, почти как у высших приматов (Leutenegger, 1972; Leutenegger, 1982); Макгенри думает, что он больше походил на роды у современных людей (McHenry, 1986); а Таг и Лавджой выдвигают гипотезу, что он был совершенно не похож на то, как проходят роды у всех известных нам видов приматов (Tague and Lovejoy, 1986; Lovejoy, 1988). Прекрасный обзор этого научного спора см. в Rosenberg (1992).

16

Fleagle, 1988.

17

Leutenegger, 1972; Jordon, 1976.

18

Leutenegger, 1982.

19

Rosenberg, 1992; Rosenberg and Trevathan, 1995/96.

20

Последние исследования показывают, что у других приматов младенцы при родах тоже поворачиваются. Мелисса Столлер из Чикагского университета проводила рентгеновское обследование рожающих самок саймири и бабуинов и обнаружила, что некоторые детеныши действительно поворачиваются. Однако их вращение, насколько можно судить, не следует очертаниям внутреннего строения костного таза (Culotta, 1995).

21

Trevathan, 1987; Rosenberg, 1992.

22

Hammerschmidt and Ansorge, 1989.

23

Trevathan, 1987.

24

Trevathan, 1987. См. также Barash, 1979; Rosenberg, 1992.

25

Jolly, 1986.

26

Lorenz, 1935.

27

Trevathan, 1987.

28

Lamb and Hwang, 1982.

29

Обзорное исследование материнских реакций у крыс, мышей и кроликов см. в Insel, 1990; Rosenblatt, 1990.

30

Klopfer, 1971.

31

Klopfer, 1971; Trevathan, 1987.

32

Trevathan, 1987.

33

Harlow and Harlow, 1965.

34

Любопытное обсуждение того, как видоизменялось представление Боулби о привязанности, см. в Chisolm, 1996.

35

Bowlby, 1969.

36

Под зоной эволюционной адаптированности в наше время понимается период в 1,5 миллиона лет назад, когда от австралопитеков образовались первые представители вида Homo. Концепция зоны эволюционной адаптированности в наше время часто применяется группой психологов-эволюционистов, занимающихся исследованием того, почему мы ведем себя так, а не иначе. Эти ученые полагают, что большую часть нашего поведения можно объяснить, увязав его с эволюционными поведенческими адаптациями, происходившими в плио- и плейстоцене, когда впервые возник наш род (Barkow et al., 1992; Wright, 1994).

37

Klaus and Kennell, 1976.

38

Kennell et al., 1975; Klaus and Kennell, 1976; Hales et al., 1977. Разница в поведении также наблюдалась у женщин из Гватемалы. Матери, испытавшие ранний контакт со своими младенцами, во время осмотра педиатра чаще смотрели малышу в глаза, больше утешали его и трогали.

39

Lamb, 1982; Lamb and Hwang, 1982; Goldberg, 1983; Trevathan, 1987.

40

Klaus and Kennell, 1976; Klaus and Kennell, 1976; Lamb and Hwang, 1982.

41

Trevathan, 1987.

42

Lamb and Hwang, 1982; Warren and Shortle, 1990.

43

Lamb and Hwang, 1982; Warren and Shortle, 1990.

44

Smith, 1986.

45

Holman and Goy, 1979.

46

Lamb and Hwang, 1982.

47

Scheper-Hughes, 1985; Scheper-Hughes, 1992.

48

Tronick et al., 1992.

49

Lamb, 1982.

50

Антрополог Венда Треватан, сравнивая, как рожают и ухаживают за своими детьми женщины латиноамериканского и не латиноамериканского происхождения в штате Техас, опрашивала их, когда и с какой частотой они начинают появляться в обществе после родов. Она оказалась не в состоянии сравнить данные двух групп, потому что латиноамериканки, хотя и появлялись в обществе, не понимали самой концепции «выходить в свет без ребенка». Уходить, оставляя ребенка с кем-то еще, как что-то нормальное приходило в голову только американкам не латиноамериканского происхождения (Trevathan, 1987).

51

New Book of World Rankings, 3rd Edition, 1991.

52

Trevathan, 1987.

53

Fleming, 1990.

54

Bleichfield and Moely, 1984.

55

Feldman and Nash, 1978.

56

Fleming, 1990; Warren and Shortle, 1990.

57

Insel, 1990; Insel and Shapiro, 1992.

58

Kimball, 1979.

59

Porter et al., 1983; Fleming, 1990.

60

Formby, 1967.

61

Sagi, 1981.

62

Fleming, 1990.

63

Случаи заботы самцов о детенышах встречаются по большей части среди приматов, плотоядных и непарнокопытных и, как правило, ассоциируются со строгой моногамией, когда ухаживающий за детенышами самец уверен в том, что настоящим биологическим отцом является именно он (Clutton-Brock, 1991).

64

Taub, 1984; Clutton-Brock, 1991.

65

Alexander, 1990.

66

Недавняя работа Райна Паломбита о гиббонах и сиамангах показала, что некоторые из ранее считавшихся моногамными пар и нуклеарных семей на самом деле представляют собой неоднородные пары сожительствующих животных. Доктор Паломбит также доказал, что не все эти пары являются строго моногамными. (Palombit, 1994 a, b).

67

Wilson Goldizen, 1987.

68

Taub, 1984.

69

Yogman, 1982; Lamb, 1987.

70

Whiting and Whiting, 1975; West and Konner, 1976; Yogman, 1990.

71

Lipkin and Lamb, 1982; Yogman, 1990.

72

Lipkin and Lamb, 1982.

73

Yogman, 1990.

74

Yogman, 1990.

75

Greenberg and Morris, 1974.

76

Parke, 1979; Yogman, 1984; Yogman, 1990.

77

Frodi et al., 1978.

78

Zazlow, цит по in Yogman, 1984.

79

Kotelchuck, 1976; Lamb, 1976.

80

Yogman, 1982; Yogman, 1984.

81

Greenberg and Morris, 1974.

82

Daly and Wilson, 1982.

83

Diamond, 1992; Buss, 1994.

84

Lamb, 1976.

85

Yogman, 1990.

86

Coe et al., 1985.

87

Rice, 1977.

88

White and Labarba, 1976.

89

Mehler et al., 1990.

90

DeCasper and Fifer, 1980.

91

Fernald, 1992; Fernald, 1992; Kuhl et al., 1997.

92

Condon and Sander, 1974.

93

Fernald, 1992.

94

Pinker, 1994.

95

Brazelton, 1969.

96

Brazelton et al., 1974.

97

Tronick, 1980.

98

Brazelton et al., 1975; Tronick et al., 1978; Cohn and Tronick, 1983.

99

Tronick, 1980.

100

Yogman et al., 1983.

101

Brazelton et al., 1975, p. 148.

102

Насчет отцов см. Greenberg and Morris, 1974.

103

Brazelton, 1982.

104

Wisenfeld, Malatesta et al., 1985.

105

Greenberg and Morris, 1974.

106

Harkness and Super, 1996.

107

Bohannan and Glazer, 1973.

108

Данная концепция под названием «культурный релятивизм» представляет собой раннюю версию современной идеи мультикультурализма.

109

Культура рассматривалась как «сверхматериальная», то есть стоящая выше инстинкта, а значит, не «животная» (или «физическая»).

110

Возможно, активно выдвигая на первый план роль культуры в формировании личности человека и его поведения, эти антропологи заходили слишком далеко. Они отвергали влияние биологии на поведение человека, и даже сегодня многие культурологи по-прежнему отказываются признать, что у людей есть какая-либо связь с другими приматами или животными. Они считают людей особенными, независимыми от всех животных, потому что мы обладаем культурой.

111

Mead, 1930/1975.

112

Mead, 1930/1975; Mead, 1956.

113

Эта идея снова вошла в моду, и в ходе изучения приматов уже получен ряд свидетельств того, что так называемые врожденные типы личности могут быть изменены с помощью социального научения. Франс де Валь и его коллеги поместили вместе молодняк макаки-резус, макаки и короткохвостой макаки на пять месяцев. Детеныши короткохвостой макаки были старше детенышей макаки-резус и, соответственно, занимали доминирующее положение. Де Валь предположил, что макаки-резус могут научиться у короткохвостых макак присущим им более миролюбивым способам примирения после агрессивных взаимодействий, что и произошло. «Дружелюбные» детеныши макаки-резус продолжали вести себя так же, как молодняк короткохвостой макаки, даже после того как их отделили от их «образцов для подражания» (de Waal and Johanowicz, 1993). Де Валь считает, что если даже макак-резус можно научить лучшим методам общения, то подобный вид социального обучения может быть с легкостью реализован при воспитании человеческих детей (de Waal, 1996).

114

Benedict, 1938.

115

Mead, 1956.

116

Benedict, 1938; LeVine et al., 1994; Harkness and Super, 1996.

117

LeVine et al., 1994.

118

Whiting, 1963; Whiting and Whiting, 1975.

119

Whiting, 1963.

120

Barry et al., 1959; LeVine et al., 1994.

121

Draper and Cashdan, 1988.

122

LeVine, 1974; Bornstein, 1991.

123

Whiting and Child, 1953; Bornstein, 1991; Harkness and Super, 1996.

124

Bornstein, 1991.

125

Harkness and Super, 1980.

126

Harkness and Super, 1980.

127

Harkness, 1992; Harkness and Super, 1994.

128

Мое любимое описание того, что такое детство и что значит расти, дано Анни Диллард в An American Childhood, 1987, Harper and Row.

129

LeVine, 1988; Goodnow and Collins, 1990; LeVine, Dixon et al., 1994.

130

Harkness and Super, 1992.

131

Harkness and Super, 1992.

132

Harkness and Super, 1992.

133

Harkness and Super, 1992.

134

LeVine, 1974; LeVine, 1988.

135

LeVine, 1988.

136

Howrigan, 1988.

137

Harkness, 1992.

Страница notes