Мы – дети планеты Земля (историко-публицистические исследования) - стр. 39
Ещё в древние времена с гор Рутульского района была проложена дорога в страну лакцев. Она соединяет селения Хосрех, Ашти, Кули, Чейми (Кая) и спускается дальше, расширяясь до центра Гази-Кумуха.
У нижней стороны городища, тянущегося вдоль реки – Гази-Кумухской Кой-Су, – эта дорога превращается в шоссейную, по которой может проехать колёсный транспорт, и называется эта дорога Царской. Доходит она до бывшей столицы и губернского города Темир-Хан-Шуры (ныне Буйнакск). От Буйнакска через крутой перевал Атлы-Боюн дорога спускается к побережью Каспия и к нынешней столице республики – Махачкале.
Это был второй после Дербентского прохода древнейший путь в Закавказье. Он стал главным, когда сасаниды Ирана преградили стеной Дербентский проход в самом узком месте.
Дербентская стена – стена времён Сасанидов. «Дербент» означает «узкие врата». Стена перекрывает проход от морского берега до крепости Нарын-кала. Стена на протяжении 15 веков использовалась в оборонительных целях персами, арабами и монголами.
Длина стены составляет 3600 метров. Южная и северная стены идут параллельно друг другу на расстоянии 300–400 метров.
Горная часть стены (Даг-бары) уходит в сторону Кавказского хребта; это грандиозное сооружение сохранилось лишь фрагментарно. Морская часть стены заходила на 500 метров в море, запирая вход в морской порт. Наиболее древняя часть города заключена между этими двумя стенами. Южная стена была снесена в XIX веке. Северная сохраняет первозданный вид.
Нет сомнения, что в Гунн-Мухе (Гази-Кумухе) обитали как гунны, так и хазары, кладбище которых, отдельное от мусульманского, сохранилось до наших дней и называется Семирдарал, то есть «кладбище семирдерцев» – от названия одного из больших городов Хазарского каганата, который находился в Дагестане возле нынешнего аула Тарки.
Кумух – одно из крупнейших городищ, где до принятия ислама были магалы (кварталы) армян-огнепоклонников со жрецами-служителями культа Заратустры при храмах.
Были здесь кварталы жителей, исповедующих христианство, жили и идолопоклонники.
Городище это был основан задолго до Дербента. Славилось оно мастеровыми умельцами: оружейниками, медниками, ювелирами, гончарами, шорниками. Сюда съезжались купцы из разных стран.
Скотоводы пригоняли сюда с летних пастбищ отары овец, гурты крупного рогатого скота, табуны лошадей. Каждый шах магала (махла), управляющий районом (участком), подчинялся царю.
Старосты селений, расположенных вокруг городища, собирали дань верховному правителю, а при необходимости приводили вооружённых ополченцев. На свободных, отдалённых от Гунн-Муха землях в те времена могли селиться беженцы из Азербайджана, Армении и Грузии, искавшие убежища от преследователей и врагов. Об этом свидетельствуют сохранившиеся в народе предания и развалины поселений и крепостей.