Мы – дети планеты Земля (историко-публицистические исследования) - стр. 38
В лезгинскую группу народов, селящихся в горах Южного Дагестана, входит ряд народностей, говорящих на разных языках.
Давайте остановимся на рутульцах, живущих в самом высокогорном Рутульском районе, между отрогами Большого Кавказа и Самурским хребтом. Основная часть рутульцев живёт в районном центре Рутул, а также в аулах Лучек и Шиназ.
Выше рутульцев в горах живут цахуры в селениях Цахур, Мишлиш, Калиял, Гельмец.
Говорят цахуры и рутульцы на языках совершенно отличных друг от друга.
В том же Рутульском районе есть селение Кусар, в котором живут аварцы, есть аул Хлют, в котором живут лезгины, и есть аул Аракул, в котором живут лакцы.
Жители этих аулов говорят на собственных языках: аварском, лезгинском и лакском. До революции языком общения всех этих селений был тюркский, поскольку связи с сопредельным Азербайджаном были наиболее развитыми.
Жители названных и других лезгинских аулов могли спуститься из своих поднебесных селений к Азербайджану, пройдя высокогорные перевалы – Динадинский и Аттогайский – только летом, ибо осенью, зимой и весной на этих перевалах бушуют бураны и тоскливо завывают вьюги, сбрасывающие с вершин вместе со снежными лавинами обломки скал.
Если лезгины из расположенных ниже селений с приличными дорогами ещё могли спуститься к Дербенту и в сторону Северного Дагестана, то цахуры большую часть года вообще были отрезаны от внешнего мира. Даже в свои соседние сёла в зимнее время они могли пройти, лишь карабкаясь по узеньким тропам, с железными крюками в руках, которыми цеплялись за выступы скал.
Так вот, с наступлением весны цахуры-скотоводы, как и другие соплеменники, спускались со своих вершин в бывшее владение елисуйского султана, на шумных базарах которого могли обменять, продать, купить всё необходимое для жизни или же наняться на сезонную работу к какому-нибудь богатому владельцу земли, садов, виноградников, скота или хозяину богатых плодами и орешниками закатальских лесов.
Отсюда и явилась жизненная необходимость знать язык народа, от которого горцы Южного Дагестана были экономически зависимы.
После революции, когда линия раздела между Азербайджаном и Дагестаном пролегла по Главному Кавказскому хребту, часть лезгин, в том числе цахуров и аварцев, оказалась на стороне Азербайджана.
Народы Южного Дагестана, как и народы остальных автономий, вошедших в состав Советского Союза и благодаря этому сделавших колоссальный скачок от феодализма к социализму, сами выбрали русский язык для общения с другими народами.
А теперь продолжим исследование процесса миграции, исчезновения прежних народов и появления новых – смешанных с населением других регионов.